Общий уровень инфляции уже едва ли угонится за ростом цен на АЗС. К 6 декабря бензин в среднем опережает его на 0,7%, дизельное топливо – на 1,7%. Едва ли три оставшиеся недели года серьезно изменят ситуацию. Главный вопрос теперь в том, продолжится ли эта тенденция в следующем году.
По данным Росстата, с конца 2020 г. бензин марки АИ-92 подорожал на 8,2%, бензин марки АИ-95 – на 7,9%, марки АИ-98 – на 9,8%, а дизельное топливо повысилось в цене на 9,3%. Общая инфляция набрала с начала года 7,57%.
Рост цен на топливо в этом году – мировой тренд. Виноваты в этом в первую очередь подскочившие на 50% нефтяные котировки. России от этого не легче, но в сравнении с другими странами подорожание в рознице бензина и дизеля незначительно. В странах Европы цены выросли на 20-40%, в США бензин подорожал на 40-60% в зависимости от штата.
При этом долгое время считалось, что розничные цены на автотопливо в России не реагируют на колебания нефтяных котировок. Например, в прошлом году в период весеннего обвала цен на нефть стоимость бензина и дизеля на АЗС в стране не изменилась. А вот на подорожание нефти в этом году топливные цены отозвались ростом, хоть и весьма сдержанным.
Причина в том, что рост цен на нефть оказался слишком резким, в начале года о котировках выше $60 за баррель не говорили даже самые смелые эксперты, а также в особенностях налогообложения нефтяной отрасли в России.
Подорожание моторного топлива в рознице более чем на 3,5 руб. за год связано с растущим налоговым давлением, которое к тому же не успевает корректироваться вслед за меняющейся конъюнктурой, считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его мнению, правительство сознательно пошло на увеличение зависимости внутреннего рынка от внешних торговых площадок. И по мере реализации финального витка большого налогового маневра (снижения экспортной пошлины на нефть и роста налога на добычу полезных ископаемых – НДПИ) эта зависимость будет только расти.
Эксперт подчеркнул, что нельзя недооценивать влияние НДПИ на себестоимость производимого топлива. При слабом рубле и нефти за $70 размер налога на добычу полезных ископаемых значительно превышает прогнозировавшиеся в начале 2021 г. значения ($50-60 за баррель).
В России также действует демпфирующий механизм, который сглаживает влияние колебаний цен на нефтепродукты в мире на их оптовую стоимость внутри страны. Он компенсирует нефтяникам часть (около 63%) недополученной прибыли при высоких ценах на автомобильное топливо в Европе, когда они отказываются от экспорта и поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Но чем выше цены на внешних площадках, тем больше сумма выпадающей прибыли. Действующие сейчас параметры демпфера рассчитывались при цене нефти около $60 за баррель. Естественно, оптовые цены тянут за собой розничные. В течение года рост оптовых цен превышал 20-30%. По бензину сейчас они снизились, а по дизелю пока остаются на высоком уровне.
Как пояснила руководитель проектов ИГ “Петромаркет” Анна Лишневецкая, с 1 января 2022 г. будут повышены так называемые базовые цены внутреннего рынка (от которых рассчитываются выплаты по демпферу). Для бензина – с 52300 руб./т до 55200 руб., для дизельного топлива – с 50700 руб./т до 52250 руб. Это еще больше снизит выплаты по демпферу.
В 2022 г. ситуация в топливной рознице может усложниться. В начале 2022 г. будет планово повышен акциз на моторное топливо, уточняет Фролов. Его размер уже сейчас примерно в два раза превышает значения, которые были в 2014-2015 гг., и достигает порядка 10 руб./л. Рост этого налога не может не сказаться на ценах, считает эксперт.
По мнению Лишневецкой, если цены на нефть в 2022 г. сохранятся на уровне $75 за баррель, а разница между экспортной ценой топлива и биржевой ценой в России, например, на бензин АИ-92 останется на уровне $120/т, то в новых налоговых условиях оптовые цены в январе вырастут почти на 8%. А поскольку рост розничных цен на бензин директивно ограничен уровнем инфляции, суммарная маржа мелкооптовой и розничной торговли АИ-92 обвалится с текущего уровня в 4500 руб./т до 800 руб., что грозит АЗС значительными убытками торговли продуктом.
Существенно снизить риски роста оптовых цен и убыточности розничной торговли могла бы модификация формулы демпфера, считает эксперт. Увеличение части компенсируемой разницы между экспортной ценой и базовой ценой внутреннего рынка для автобензина позволит существенно снизить риски роста оптовых цен и возникновения убытков в розничной торговле этим топливом.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) надеется, что рост розничных цен на бензин в России в 2021 и 2022 годах получится удержать в рамках инфляции благодаря предпринимаемым властями мерам, сообщил заместитель руководителя ведомства Виталий Королев.
Замглавы ФАС напомнил, что в последнее время наблюдается существенное снижение биржевых цен на бензин, как следствие, растет маржинальность у розничных продавцов топлива, что позволяет им получать доход и вместе с тем удерживать стоимость топлива, не повышая ее. “Мне кажется, здесь принят исчерпывающий перечень мер. Рассчитываем, что динамика биржевой цены должна дойти наконец и до розницы (в эти оставшиеся недели года). Это было бы совершенно экономически обосновано… Мы надеемся, что в целом демпфер позволит нам удержать ситуацию в пределах (инфляции)”, – сказал Королев.
“Тот комплекс мер, который принимается, и то внимание, которое правительство, ФАС и Минэнерго этому уделяет, – практически в ежедневном режиме проводятся совещания, биржевые комитеты, штабы – позволяет надеяться на то, что нам удастся удержать ситуацию в рамках прогнозной инфляции. Это 2022 г.”, – добавил он, комментируя динамику розничных цен на топливо. (Rcc/Химия Украины и мира)