Химия Украины и мира

Россия: Климатическая повестка подстегивает нефтехимию

О том, чем запомнился 2021 г. для отечественной нефтегазохимии, и что ей ждать в наступающем 2022 г., рассказала Тамара Канделаки

В 2021 г. в России продолжилась тенденция по развитию нефтегазохимии. Несмотря на провальный 2020 г., компании старались реализовать все намеченные проекты в данном секторе, более того, пандемийное падение углеродного рынка в очередной раз подчеркнуло актуальность перехода отрасли к выпуску продукции более высокого передела.

О том, чем запомнился 2021 г. для отечественной нефтегазохимии, и что ей ждать в наступающем 2022 г., рассказала генеральный директор ООО “ИнфоТЭК-КОНСАЛТ”, председатель комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, профессор, доктор экономических наук Тамара Канделаки.

“Самым большим положительным событием для отрасли стало объединение “СИБУРа” с “ТАИФом”, в результате которого образовалась очень крупная компания. За счет такого объединения у отечественной нефтехимии и нефтепереработки появились новые возможности на мировом рынке. Хотя, конечно, другим российским компаниям, выпускающим аналогичную продукцию, может оказаться тесновато. Тем не менее, остальные события просто меркнут на фоне этого объединения. Кроме того, считаю важным, что в уходящем году в Госдуме РФ впервые серьезно озаботились проблемами отрасли и стали активнее советоваться с экспертным сообществом в рамках секции по вопросам законодательного регулирования нефтепереработки и нефтехимии Экспертного совета при Комитете по энергетике. При этом ожидаемо, что нормализацией ценовой политики на топливном рынке России законодатели, скорее всего, заниматься не будут. Хотя самым большим провалом 2021 г. можно назвать именно высокие цены на зимнее дизельное топливо. Замечу, что у этого роста стоимости ДТ есть как объективные, так и субъективные причины. В любом случае, произошел разрыв между оптовой и розничной ценой, который поставил под угрозу работу независимых автозаправок. Большая часть топливного бизнеса – 15000 АЗС. И на каждой заправке работает как минимум пять человек, а, скорее всего, больше. Такая разбалансировка очень опасна для топливного рынка. Развитию отрасли нужна стабильность и предсказуемость. Причем, к сожалению, и в наступающем году стоит ожидать рост стоимости зимнего дизеля, так как акцизы с 1 января повышаются. Цены на ДТ сильнее всего “залезают” в стоимость других товаров народного потребления, в том числе в продовольственные. Поэтому я противница высоких цен, они, мягко говоря, вызывают негативные эмоции у потребителей и желание переориентироваться на другое топливо. При этом правительство сейчас старается льготировать альтернативные виды топлив – био, газ, электричество. Но если всю страну перевести на газ, то куда девать дизель?! Очевидно, что пока в нашей стране присутствует невнятная техническая политика, а, скорее, она полностью отсутствует. На этом фоне топливный рынок развивается по басне Крылова “Лебедь, щука и рак” – все тянут в разные стороны. Если же абстрагироваться от негативной повестки и обратиться к возможным позитивным событиям 2022 г., то специалисты отрасли прежде всего с нетерпением ждут результатов работы нижнекамского “ТАИФ-НК” по гидрокрекингу гудрона. Это может стать интересным событием мирового масштаба. Завод уже получил разрешение на пуск установки “VEBA COMBI CRACKER”. Она позиционируется разработчиками как работающая по уникальной технологии, которая позволяет превращать низкокачественный гудрон или любую битумную нефть в чистую “синтетическую” или в чистый вакуумный газойль. Если данная установка действительно будет работать, как и планировалось, на гудроне, это может перевернуть подход ко всей мировой нефтепереработке. Правда, есть большой риск, что она так и не заработает на гудроне, в научном мире мнения на сей счет разделились. Возможно, в 2022 г. прозвучат и другие нефтехимические проекты, более того, я думаю, что их количество увеличится. Дело в том, что развитие нефтегазохимии обусловлено большим давлением на нефтегазовую отрасль как со стороны климатической повестки, так и из-за ценовой турбулентности. Например, как минимум две российские компании в 2022 г. начнут производить топливо с низким углеродным следом. Очевидно, что продолжится бум нефтехимических проектов, для которых потребуются различные преференции, что обязательно приведет к новым законодательным инициативам и их обсуждению в Госдуме. Кроме того, можно точно прогнозировать, что в ближайшее время будет расти спрос на продукцию газохимии, применяемую сельским хозяйством”, – рассказала Тамара Канделаки. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version