Прекращение или сокращение поставок сжиженного газа из Казахстана в Украину приведет к дефициту и как результат к росту цен. Это является следствием высокой зависимости Украины в сфере поставок импортного автогаза, сообщили в Консалтинговой группе “А-95”.
По данным группы, в 2021 г. на долю казахстанских поставщиков пришлось около 27% украинского потребления сжиженного газа, а в последние несколько месяцев этот показатель достигал 33%. “Казахстан всегда был основной альтернативой России и Беларуси, а сегодня именно казахстанский канал попал под угрозу перекрытия, что может нарушить хрупкий баланс украинского рынка сжиженного газа”, – говорит аналитик “А-95” Артем Куюн.
Как сказал эксперт, пока нет достоверной информации о ближайшем будущем экспорта газа из Казахстана, но украинским трейдерам необходимо начать отработку возможных сценариев, включая полное прекращение отгрузок газа из-за сбоев в работе банков или бюрократических систем.
Ситуацию, считают в “А-95”, усложняет ограниченный объем газа, который Украина могла бы импортировать с других направлений. Так, импорт из РФ с октября 2021 г. ограничен российскими властями, а белорусские производители исчерпали потенциал увеличения производства.
“Морские поставки газа в основном также имели казахстанское происхождение, поэтому очевидно, что осложнится поиск новых партий и на море”, – говорится в пресс-релизе.
Сбой поставок из Казахстана, по мнению экспертов, заставит Украину задействовать более дорогие источники снабжения.
“Сейчас сформировался потенциал для снижения цен на газ в рознице, но теперь трейдеры займут выжидательную позицию, а в случае прекращения или сокращения отгрузок газа из Казахстана рост цен будет практически неизбежен”, – считает А. Куюн.
Сложившаяся ситуация также несет риски сокращения поставок газа из РФ, которая активно использует экспорт энергоресурсов для политического давления.
“Давно состоявшийся переход Украины на рыночные рельсы исключает трагические сценарии роста цен, как это произошло в Казахстане. Более дорогая альтернатива добавит ценам не более 1 грн./л, а при нехватке продукта у потребителей всегда останется альтернатива в виде бензина”, – заявил А. Куюн.
Эксперты Консалтинговой группы “А-95” в очередной раз вынуждены акцентировать на необходимости снижения импортозависимости Украины в топливной сфере путем наращивания внутренней переработки, импорта ресурса через морские порты и изменения структуры потребления моторных топлив.
В Казахстане 2 января в Жанаозене (город в Мангистауской области на западе Казахстана) начались митинги против повышения цен на сжиженный газ, которым заправляют большинство автомобилей в регионе. С нового года его стоимость на местных автозаправках увеличилась более чем вдвое: с 50-60 тенге за литр (около $0,13) до 120 тенге за литр ($0,27).
4 января правительство Казахстана объявило о снижении цены на сжиженный газ до 50 тенге за литр для Мангистауской области, однако акции протеста не прекратились.
В ночь на среду президент страны Касым-Жомарт Токаев ввел в Алматы и Мангистауской области режим чрезвычайного положения на период до 19 января и комендантский час, который будет действовать с 23:00 до 07:00.
6 января в Казахстане на 180 дней ввели госрегулирование цен на бензин, дизельное топливо и автомобильный газ. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)