Общий объем поступления природного газа из импортных LNG-терминалов в январе возрастет до нового исторического рекорда, превысив 10 млрд. кубометров. По данным Gas Infrastructure Europe, предыдущий максимум импорта LNG в Европу был зафиксирован в ноябре 2019 г. (9,1 млрд. куб. м).
При этом уровень использования мощностей терминалов 18 января уже достиг рекордного показателя в 73% от их максимальной пропускной способности. В тот день из LNG-терминалов в газотранспортную систему Европы поступили 393 млн. куб. м газа, свободный резерв мощности составил 146 млн. куб. м. Во Франции, которая является крупнейшим потребителем сжиженного газа в Европе, уровень использования мощностей для его регазификации достиг 92%. В Нидерландах (через них получает LNG также Германия – главный газовый рынок Европы) – 90%.
Свободные мощности терминалов можно увидеть прежде всего на рынках, которые используют LNG для собственных нужд и хорошо обеспечены трубопроводным газом. Литва использует свои регазификационные мощности всего на 13%, Польша – на 21%, Греция – на 38%.
Как отмечает S&P Global Platts, увеличению поставок LNG способствовали более высокие цены в Европе по сравнению со странами Азии, где цены на LNG обычно традиционно выше. Однако в результате сокращения покупательной активности азиатских игроков спотовый индекс Platts JKM (Japan Korea Marker – отражает спотовую рыночную стоимость грузов, поставляемых в Японию, Южную Корею, Китай и Тайвань) с 15 декабря оказался ниже котировок на главном европейском хабе TTF. К этому добавилось понижение тарифов на перевозку грузов.
Эксперты S&P Global Platts обнаружили появление в поведении азиатских импортеров эластичности спроса в ответ на колебания спотовых цен.
В итоге свободные грузы LNG переориентировались из Азии в Европу. Возвращение “азиатской премии” текущие котировки фьючерсов обещают только в апреле. (uaprom.info/Химия Украины и мира)