Несмотря на ряд сложностей, индийская отрасль агрохимических продуктов полна решимости преодолеть вызовы. Об этом пишет Джитендра Мохан, главный операционный директор Willowood Chemicals Pvt Ltd.
Индийская экономика по-прежнему в основном определяется сельскохозяйственным сектором. Согласно предварительным оценкам годового национального дохода, вклад сельского хозяйства и смежных секторов в валовую добавленную стоимость Индии на 2020-2021 финансовый год составляет 20,2%.
50% населения Индии по-прежнему зависит от сельского хозяйства как источника средств к существованию. С учетом этих факторов такие сектора, как агрохимикаты, семена и удобрения, основные ресурсы АПК, имеют большую долю в росте экономики страны. Таким образом, эти промышленные сектора управляются законодательством, государственными правилами и положениями, политикой и вмешательством.
Индия является четвертым по величине производителем агрохимикатов в мире после США, Японии и Китая.
Согласно внутреннему отчету PricewaterhouseCoopers, индийская агрохимическая промышленность оценивается примерно в $5,72 млрд. в 2020-2021 финансовом году, из которых внутреннее потребление составляет примерно $2,72 млрд., экспорт – около $3,00 млрд. Ожидается, что агрохимическая промышленность Индии будет расти в среднем на 8-10% до 2025 г.
Согласно Всеиндийской статистике посевных площадей, общая посевная площадь в Индии в 2020-2021 гг. составляет 188,595 млн. га, из которых 147,349 млн. га покрыты химическими СЗР и биопестицидами.
Проблемы индийского агрохимпрома. Проблемы, с которыми сталкивается индийская агрохимическая промышленность, можно разделить на следующие категории.
Динамика рынка. К этому можно отнести уменьшение пахотных земель, низкая продуктивность на гектар, снижение плодородия почвы, сильная зависимость от муссона для орошения, снижение уровня грунтовых вод в почве по всей длине и ширине страны, изменения комплекса вредителей и рост устойчивости к пестицидам.
Недостаточная осведомленность фермеров о надлежащем использовании сельскохозяйственных ресурсов. Обычному индийскому фермеру не хватает агрономических знаний и он в основном полагается на советы продавцов. Отсутствие осведомленности и использование агрохимикатов на основе привычки и ненаучных рекомендаций может привести к чрезмерному использованию определенного продукта (который может потребоваться в меньшем количестве) или недостаточному использованию продукта, что приводит к неоптимальным урожаям и доходам для фермеров. По сравнению с препаратами нового поколения дженерики применяются в огромных количествах, являясь для фермеров предпочтительными продуктами.
Текущая нормативная база – одна из основных проблем, которую тоже можно разбить на подразделы.
Сложный процесс регистрации. Нынешний процесс регистрации новой агрохимической молекулы в Индии часто воспринимается промышленностью как трудоемкая, дорогостоящая и сложная процедура. Лишь несколько крупных транснациональных компаний и ведущих отечественных игроков могут позволить себе инвестировать в исследования и разработки новых молекул и их регистрации для производства и продажи.
В результате по состоянию на 30 июня 2020 г. в Индии зарегистрировано всего 273 молекулы и 746 составов. По состоянию на 31 октября 2020 г. около 473 молекул зарегистрированы в Евросоюзе (ЕС) и 527 молекул зарегистрированы в Японии.
Отсутствие защиты данных. Поскольку в Индии нет законных положений о защите данных, многонациональные и известные отечественные компании опасаются ввоза новых молекул в страну – существует высокая вероятность того, что регистрация “я тоже” будет предоставлена сразу после первой регистрации молекулы в стране. Это привело к тому, что в Индии оказалось очень мало молекул нового поколения.
Законопроект об управлении пестицидами от 2020 г. Законопроект об управлении пестицидами 2020, внесенный в парламент Индии в марте 2021 г., направлен на строгий контроль качества пестицидов со многими обременениями для производителей. Парадокс, но в законопроекте мало предложений по поддержки исследования и разработки молекул, упрощения регистрации или расширения производственных мощностей, что могло бы привести к дальнейшему росту отрасли. Кроме того, в законопроекте предлагается регулировать отрасль с помощью жестких штрафов и механизма контроля над ценами, что может сдерживать рост отрасли.
Другие сложности.
Пробелы в производстве и спросе на технические пестициды. Существует огромный разрыв в производстве технических пестицидов в Индии по сравнению со спросом на них, что связано с недоиспользованием производственных мощностей в стране, поскольку Индия все еще сильно зависит от импорта сырья, необходимого для производства технических пестицидов.
Зависимость от импорта в плане наличия пестицидов технического качества. Разрыв в производстве и спросе привел к ситуации, когда доступность даже непатентованных пестицидов технического качества обеспечивается только за счет импорта, что в некотором смысле делает страны зависимыми от прихотей и фантазий зарубежных производителей.
Отсутствие технологий для производства молекул нового поколения/продуктов “зеленой химии”. Несмотря на то, что страна начала инвестировать в исследования и разработки, все еще существует много технологий, необходимых для производства молекул нового поколения/продуктов зеленой химии, которые недоступны в Индии.
Возможности.
Экспортный потенциал. Индийские агрохимические компании производят молекулы фосфорорганических соединений, сероуглерода и пиретроидов путем полной обратной интеграции и известны во всем мире безупречным качеством и экономической эффективностью. Эти продукты получили мировое признание и экспортируются в огромных количествах из Индии. Текущий экспортный оборот Индии составляет $3,00 млрд., есть огромный потенциал для его дальнейшего увеличения за счет разработки продуктов других химических веществ. Кроме того, Индия может выйти на мировой рынок, разрабатывая комбинированные продукты, которые приемлемы во всем мире, учитывая их эффективность широкого спектра.
Инвестиции в исследования и инновации. Правительство Индии уделяет особое внимание исследованиям и инновациям в соответствии с инициативами Make in India и Atma Nirbhar Bharat. Правительство и промышленность начали вкладывать значительные средства в исследования и инновации для разработки молекул нового поколения, новых изомеров, новых производственных процессов, продуктов зеленой химии и новых комбинированных и индивидуальных составов, чтобы сделать Индию глобальным центром производства агрохимической продукции.
Кроме того, ожидаются слияния в рамках режима государственно-частного партнерства, когда господдержка позволит задействовать огромный резерв научных и технических кадров, имеющихся как в Индии, так и во всем мире.
Разработка эффективных и экологически безопасных продуктов. Фермеры Индии в настоящее время ищут эко-пестициды, эффективные для борьбы с вредителями при очень низких дозах в несколько граммов на гектар. Хотя такие продукты в ограниченном количестве доступны в Индии, существует огромный спрос на разработку, что принесет в дальнейшем пользу всем заинтересованным сторонам, а также поможет в дальнейшем продвижении экспорта сельскохозяйственной продукции страны.
Режим интеллектуальной собственности. Режим интеллектуальной собственности также способствует внедрению инноваций в технологии и продукты, обеспечивая патентную защиту на 20 лет.
Модель CRAMS и CSM для превращения Индии в глобальный производственный центр. Мировой рынок контрактных исследований и производственных услуг (CRAMS) оценивается в $200 млрд. по состоянию на 2019 г., из которых доля Индии составляет 6% – $11,5 млрд. Ожидается, что на индийском рынке CRAMS среднегодовой темп роста составит 12% с 2019 г. по 2024 г. по сравнению с глобальным среднегодовым темпом роста в 10%. Доля агрохимикатов на рынке CRAMS в Индии составляет 35%. Индийские игроки хорошо зарекомендовали себя на рынке экспорта многих специальных химикатов, включая агрохимикаты, и готовы составить конкуренцию Китаю на глобальной арене.
Синтез и производство на заказ (CSM) – это нишевый сегмент модели CRAMS, который занимается запатентованными продуктами, требующими дополнительных усилий в области НИОКР. Индийские игроки CRAMS/CSM получат выгоду, поскольку все больше новаторов сосредотачиваются на своих основных компетенциях и передают производство на аутсорсинг через долгосрочные контракты в недорогие производственные направления, такие как Индия. Эти долгосрочные контракты обеспечивают видимость роста доходов в долгосрочной перспективе по сравнению с другими специализированными игроками.
CSM требует больше усилий в области НИОКР по сравнению с CRAMS, поскольку контрактные производители выпускают запатентованные продукты, при этом производство каждого запатентованного продукта может быть уникальным и требовать уникальной инфраструктуры. CSM является более нишевым сегментом в пространстве контрактного производства и приносит более высокую прибыль, чем CRAMS дженериков.
Ожидается, что с ростом инфраструктуры контрактного синтеза в Индии все больше иностранных игроков с запатентованными продуктами будут производить активные молекулы.
Индийский рынок CSM для специальных химикатов оценивался в $11,5 млрд. в 2019 г. и, как ожидается, достигнет $20,3 млрд. к 2024 г. при среднегодовом темпе роста 12%, обусловленном: а) растущей тенденцией контрактного производства нишевых специальных химикатов в Индии; б) глобальные компании, предпочитающие инвестиции в контрактное производство в Индии; c) Индия является местом с низкими издержками производства и квалифицированной рабочей силой.
Почти 80% индийского рынка специализированных CRAMS занимают “тонкие” химикаты, которые представляют собой не что иное, как одномолекулярные соединения, широко используемые в химикатах для защиты растений и в производстве активных фармацевтических ингредиентов. Эти одномолекулярные соединения в основном являются активными ингредиентами либо в агрохимических, либо в фармацевтических препаратах. Контрактное агрохимическое производство в Индии составляет 35% рынка, при этом спрос преимущественно ориентирован на экспорт.
Меры политики в отношении иностранных инвестиций. Политика правительства Индии, ориентированная на различные отрасли, позволила иностранным компаниям начать инвестировать в Индию, либо открывая свои собственные компании в Индии, либо сотрудничая с индийскими компаниями для создания совместных предприятий. Это открывает еще одно окно для внедрения новых технологий / новых продуктов в Индию на благо индийского сельского хозяйства и фермеров.
Цифровизация. Как правительство, так и промышленность работают над созданием инструментов на цифровой платформе для распространения информации среди фермеров о погодных условиях, осадках и т. д., чтобы помочь им правильно спланировать следующий сельскохозяйственный сезон, получить надлежащую информацию о надлежащем использовании сельскохозяйственных ресурсов, обучении и т. д.
Возможности, доступные для отрасли, помогут пестицидному сектору, а также политикам принять решение и работать в направлении внедрения новых технологий и привлечения иностранных инвестиций. Ведь Индия является огромным потенциальным рынком производства агрохимической продукции, который еще относительно свободен для желающих войти. (AgroXXI/Advis/Химия Украины и мира)