Правительство Литвы с 1 февраля запретило “Беларуськалию” отправлять свою продукцию через литовские железные дороги и морской порт Клайпеда. Это вызвало бурные обсуждения: куда же повернут белорусские минудобрения?
После того, как литовцы объявили о запрете транзита белорусских минудобрений, ситуация по поводу “Беларуськалия” представлялась достаточно простой: нельзя через Литву – значит повезут через российские порты. И за последние три дня в СМИ выплеснулось море информации. Но чем больше ее появлялось, менее понятным становилось, куда же отправились вагоны. Их ведь должно быть более тысячи в сутки. Как выяснилось, на эту тему пока молчат источники в ОАО “РЖД”, Минтрансе России, стивидорных компаниях. Темнят и сами грузоотправители. Это имеет только одно объяснение. Впрочем, обо всем по порядку.
Неоднородный грузопоток. Начнем с того, что для ОАО “РЖД” принять дополнительный объем – не проблема. Тем более, что в январе минудобрений по ОАО “РЖД” было перевезено 5,5 млн. т, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Однако в холдинге не опровергли, но и не подтвердили данные о том, что белорусские минудобрения поехали через российскую территорию.
И вопрос о том, куда теперь заадресован груз, вызвал живой интерес. Их подогрел, естественно, давно известный факт: Специализированные терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге законтрактованы российскими производителями. Они по максимуму вывозят свою продукцию на Запад. А их развитие скоординировано с расширением мощностей российских предприятий. Белорусскую продукцию тут сложно пристроить.
Когда следы белорусских удобрений не удалось разглядеть, вот тут, собственно, и начался детектив.
О чем это говорит? О том, что перемены в логистике произошли, очевидно, еще до возникновения решения, которое приняли в Литве с политической окраской. И причины тут чисто экономические.
Экспортный грузопоток “Беларуськалия” оценивается более чем в 10 млн. т. Однако он неоднородный. Предприятие отправляет свою продукцию не только навалом морскими балкерами, но и в биг-бегах, а также контейнерах. Контейнеры в принципе не отследить. Железнодорожные полувагоны с биг-бегами можно обработать на любой свободной площадке, где есть портальный кран. А небольшие универсальные комплексы на северо-западе РФ тоже не склонны сообщать, что и на каких условиях перегружают.
Можно отследить только экспортные отправки вагонов-минераловозов. Именно на них, кстати, имели виды в Литве. Но, во-первых, доля таких отправок на экспорт из Беларуси сокращалась. Во-вторых, эти партии несложно перенаправить российским аграриям, а отечественные поставщики калийных удобрений тогда легко заместят соответствующую долю на экспортном рынке.
Между прочим, вопрос о возможности подобной рокировки уже ранее обсуждался. Например, в прошлом году, когда интересы российских и белорусских экспортеров пересеклись на некоторых зарубежных рынках.
Спорить экспортерам уже не о чем. Поводом для споров стали скидки, которые предоставили Литовские железные дороги: в Литве хотели загрузить по максимуму свои морские терминалы за счет белорусских удобрений. Это получалось дешевле. Соответственно белорусы могли предложить некоторым своим иностранным партнерам более выгодные условия поставок, чем в РФ.
Сейчас подобных скидок у железнодорожников Литвы нет. И повод для конфликта интересов растаял сам собой. Логистика сместила акценты в цепочках поставок. По-видимому, в Литве в отместку и сделали свой политический ход с запретом на белорусский транзит минудобрений.
Правда, по-видимому, в Литве плохо просчитали дальнейшие последствия своего решения. Дело в том, что раньше поводом для периодических трений между российскими и белорусскими партнерами становился вопрос обеспечения валютной выручкой “Беларуськалия”. Для Минска это имело макроэкономическое значение. Нынешний выпад Литвы, по-видимому, теперь приведет Беларусь и РФ к определенным договоренностям на эту тему.
Понятно, что секреты на эту тему никто разглашать не станет. Однако последствия будут очевидными: логистика двух стран в итоге рокировок с перевозками минудобрений только усилит свою интеграцию. Причем она явно будет на пользу и российской, и белорусской стороне. Мировое потребление калийных удобрений в 2021 г. увеличилось до 45 млн. т (+2% к 2020 г.), по данным Геологической службы США. При этом доля Беларуси в глобальном производстве выросла за год с 16,8% до 17,4%.
В августе 2021 г. США ввели экономические санкции против Беларуси. Они до декабря не распространялись на госкомпанию – “Беларуськалий”. Поэтому импорт удобрений из Беларуси продолжался. Однако он стал сокращаться.
Решение Литвы о запрете транзита белорусского калия подтолкнуло котировки на него на мировых биржевых площадках вверх. И уже 3 февраля, как отметил биржевой аналитик Алексей Головинов, на Мосбирже акции “Акрона” подскочили на 6%, в том числе на фоне опасений, связанных с предложением калийных удобрений на рынке Европы. (РЖД-Партнер/Advis/Химия Украины и мира)