Химия Украины и мира

Украина: Экономист Алексей Дорошенко о том, стоит ли бояться угроз Лукашенко прекратить поставки нефтепродуктов и удобрений

О торговле с Беларусью и изменениях, произошедших в этом направлении за последние полтора года, рассказал экономист Алексей Дорошенко.

– На днях Александр Лукашенко дал интервью пропагандисту Владимиру Соловьеву, в котором анонсировал проблемы с импортом критически важных для Украины товаров. Насколько это действительно серьезная проблема?

– В XXI веке в мире существует рынок покупателя и фактически не существует рынок продавца. То есть покупающий диктует условия. Украина покупает у Беларуси втрое больше, чем продает ей. И найти новые рынки Беларуси сейчас будет очень тяжело. Что касается Украины, то мы до сих пор не нашли замену каким-то белорусским позициям, поскольку просто не занимались этим – есть немало других критических вопросов, требующих решения.

– Как быстро можно заменить белорусский импорт? Чем и откуда?

– Мы завозим из Беларуси три главные группы товаров. В частности, нефтепродукты – российская нефть или российский газ, которые белорусы перерабатывают. Почти 50% смазочных масел в Украине – белорусские. Впрочем, их можно заменить европейскими – например, поляки, имеющие нефтеперерабатывающий завод в Литве, сейчас тестируют поставки смазочных масел. Более сложная ситуация с битумом – его тоже можно было бы завозить из ЕС, но этот рынок нами не очень отработан.

– А как насчет удобрений? Они сейчас дорожают на мировом рынке…

– Белорусские удобрения сегодня являются большой проблемой, потому что этот рынок для нас может закрыться либо из-за переориентации поставок в Россию, либо из-за санкций американцев. Речь идет об ОАО “Беларуськалий”, которое было крупнейшим поставщиком в мире, Украина, кстати, до сих пор покупает его продукцию.

Сегодня “Беларуськалий” не имеет рынка сбыта в Европе, поскольку Литва отказалась от транзита удобрений через свою территорию, таким образом заблокировав поставки на внешние рынки. Россия из-за ограниченности портовых мощностей не может помочь Беларуси в вывозе через свою территорию. В ближайшее время будет происходить уменьшение производства белорусских удобрений вплоть до полного закрытия и продажи предприятия. То есть, с одной стороны, белорусы будут готовы продавать свою продукцию любому, ведь главные конкуренты в мире уже делят этот рынок. В то же время стоимость удобрений в мире растет из-за энергокризиса, они уже малодоступны для части аграриев. А покупать впрок не удается из-за ограничения европейских и мировых мощностей.

– Как изменилась ситуация с импортом продукции белорусского машиностроения?

– Думаю, нам стоило вообще отказаться от этой продукции. Государственные закупки белорусской техники Украина не осуществляет, однако ее покупают, к примеру, украинские ОТГ. Между тем, в Украине уже развивается крупноузловая сборка. К примеру, технику для чистки и уборки дорог собирают с узлов, производимых в странах азиатского региона и других. Этот процесс будет стимулировать определенную локализацию производства техники в Украине.

– Под угрозой остановки и наш экспорт в Беларусь. Насколько он значителен, изменились ли его структура и объем за прошедшие полтора года?

– Следует сказать, что Украина для Беларуси является вторым рынком по импорту, а Беларусь для Украины – только пятнадцатая. Изменяется структура нашего экспорта, поскольку Беларусь была в предыдущие годы транзитная для поставок подсанкционной продукции. Впрочем, говорить, что Украина как-то сильно ощущает перемены, не стоит. Если прекратится белорусский импорт, то возможны кратковременные скачки цен из-за замены логистических цепочек. Впрочем, стоимость литовской, польской или белорусской продукции практически одинакова.

– В мае 2021 г. белорусское правительство заявило о лицензировании украинских товаров, рассчитанном на год. Отразилось ли это на нашем экспорте?

– Итоги года еще не подведены, но вряд ли мы сможем увидеть реальную картину из-за проблем с аналитикой в нашей стране. Такие данные можно получить у производителей, но общается ли с ними государство? В любом случае пострадали и Украина, и Беларусь, поскольку новые рынки находить очень трудно и замещать импорт тоже нелегко. (dsnews.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version