Наценка автозаправочных станций на бензине и дизельном топливе в 2021 г. резко снизилась по сравнению с 2019-2020 гг. Об этом сообщает Консалтинговая группа “А-95” по итогам специального исследования.
Согласно расчетам, валовая наценка на бензине А-95 составила $0,09/л (2,45 грн./л, без НДС), на дизельном топливе – $0,14/л (3,82 грн./л), на сжиженном газе – $0,06/л (1,6 грн./л). По сравнению с 2020 гм падение маржи на бензине А-95 составило 50%, на дизтопливе – 33%. Наценка на сжиженном газе осталась неизменной. В показателе валовой маржи содержатся логистика, затраты АЗС и скидки.
“Если говорить о чистой прибыли, то темпы ее снижения в 2021 г. были еще более ощутимы, поскольку логистика и затраты АЗС значительно выросли. Бонусом для сектора стал рост потребления нефтепродуктов в стране на 12% за последние 2 года”, – говорит директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Эксперты группы также провели оценку доходности, распределив украинские АЗС по четырем ценовым сегментам: эконом (“БРСМ”, Мotto, SunOil, Avantage 7 и др., суммарно около 55% АЗС в стране), сеть группы “Приват” (“Укрнафта”, ANP, “Авиас” – 20%), медиум (SHELL, АMIC, Glusco, UPG, KLO и др. – 13%), премиум (ОККО, WOG, Socar – 12%). При расчетах были учтены уровни скидок и затрат на содержание АЗС в каждом из сегментов рынка.
Наибольшее снижение торговых наценок отмечено на бензине в сетях эконом-сегмента и группы “Приват” – на 1,59 и 2,27 грн./л. При этом в эконом-сетях чистая маржа на бензине в 2021 г. фактически обнулилась. Также нулевой она остается уже два года в этом сегменте рынка на торговле сжиженным газом. Ключевой заработок автозаправочных станций в Украине формирует дизельное топливо, продажи которого растут наиболее динамичными темпами.
“Бесприбыльная торговля топливом почти половиной станций – украинский феномен. Объясняется она наличием на рынке больших объемов безакцизного фальсификата бензина, выпускаемого на мини-НПЗ и нефтебазах, а также схем, связанных с нарушением кассовой дисциплины, когда на АЗС продажи не оформляются должным образом”, – заявил Сергей Куюн.
В качестве ключевого фактора снижения доходности АЗС эксперты называют введение в мае 2021 г. государственного регулирования цен. По прогнозам “А-95”, чистая прибыль автозаправочных станций продолжит снижаться из-за возрастающих затрат – заработных плат, энергетических и транспортных тарифов. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)