Химия Украины и мира

Украина: Что будет, если Беларусь прекратит поставки нефтепродуктов

Украина критически зависима от белорусских нефтепродуктов.

Беларусь активно включилась в гибридную войну против Украины. Нелегитимный белорусский президент Александр Лукашенко пригрозил, что в случае открытой войны между Украиной и Россией поддержит именно Россию. Он также пообещал перекрыть поставки в Украину нефтепродуктов, если начнутся боевые действия. Эти угрозы следует воспринимать очень серьезно, так как на Беларусь приходится почти половина всего нашего импорта автомобильного топлива, а поставки горючего из Литвы белорусский диктатор блокирует уже сегодня. Что происходит на отечественном рынке нефтепродуктов и как наша страна может избавиться от топливной зависимости от Беларуси и России, которая также поставляет в Украину автогаз и дизель?

Плановый форс-мажор. Пока украинцы обсуждают многочисленные агрессивные заявления российского руководства, аналогичная риторика начала раздаваться и из Минска. Александр Лукашенко в интервью одному из российских пропагандистских телеканалов заявил, что в возможном конфликте Украины с Россией он полностью присоединится к агрессору, в том числе примет участие в энергетической блокаде нашей страны. “Если вы столкнетесь с Россией, мы будем не с вами, – пригрозил белорусский диктатор. – Мы отрежем поставки не только горюче-смазочных материалов, но с Россией вместе и электричество”.

Угрозы Лукашенко в случае их выполнения могут иметь очень серьезные последствия для Украины, поскольку, как это ни прискорбно признавать, мы действительно очень сильно зависим от поставок энергоресурсов из страны-агрессора и ее сателлита. Ведь Украина за счет собственного производства покрывает только 49% от объемов потребления бензинов, 15% дизтоплива и 20% сжиженного газа. В результате общего упадка нефтеперерабатывающей отрасли у Украины осталось только одно крупное нефтеперерабатывающее предприятие – Кременчугский НПЗ, который контролирует группа “Приват” олигарха Игоря Коломойского.

По результатам 2021 г. Украина импортировала из Беларуси нефтепродуктов на $2,4 млрд. Общий объем импорта по этой группе товаров составил $5,6 млрд. Таким образом, доля Беларуси в украинском импорте нефтепродуктов составляет 43%.

Вторым крупнейшим экспортером в Украину является Россия, откуда в прошлом году было завезено нефтепродуктов, преимущественно дизеля и сжиженного газа, на $1,2 млрд.

Третьим в списке поставщиков стала Литва, откуда поступило горючее на $655 млн. Однако сейчас этот канал поставки для Украины закрылся из-за того, что Беларусь заблокировала перевозку литовских товаров через собственную территорию. Поэтому, по оценкам специалистов, эта доля украинского импорта также отойдет к Беларуси. В результате Россия и ее сателлит будут контролировать уже 75-80% украинского импорта моторного горючего.

Очевидно, что такая критическая зависимость неизбежно будет использована Кремлем в случае реального обострения ситуации, которая поставит Украину и в первую очередь ее армию в очень сложные условия. Причем, по мнению директора консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, агрессор, возможно, и не станет ждать реального начала боевых действий.

“Уже от двух крупных трейдеров пришлось слышать, что в марте может произойти плановый форс-мажор, когда, скорее всего, Беларусь будет вынуждена снизить поставки в Украину под предлогом нехватки нефти, аварии на нефтепроводе, сбоев в технологии и т. д., – сообщил эксперт. – И это уже будет не прекращение поставок из Литвы, это будет реальная проблема, когда день год кормит”.

Кто первый перекроет кран. После открытых угроз Лукашенко вопрос о диверсификации поставок горючего и снижении уровня зависимости Украины в этом вопросе от агрессора перешел в практическую плоскость, требует быстрых и эффективных действий власти и бизнеса.

“Украина имеет большие возможности для диверсификации импорта, – считает эксперт “Нефтерынка” Александр Сиренко. – Собственные производственные мощности по переработке нефти есть в Польше, Венгрии, Румынии. Горючее можно завозить из этих стран. К тому же существуют большие возможности получения нефтепродуктов морским путем. В Украине есть несколько портов, способных принимать такие грузы. И их загруженность составляет около 10%. Поэтому технически есть возможность достаточно быстро увеличить снабжение по морю в несколько раз”.

Впрочем, пока украинские поставщики продолжают отдавать предпочтение ввозу горючего из Беларуси и России. Причина этого банальна – такое горючее выходит несколько дешевле, чем завезенное с других направлений. И, поскольку на рынке идет острая конкуренция, поставщики предпочитают ресурс, который дает возможность поддерживать более низкие цены на АЗС.

Подобные проблемы есть и с продукцией украинского производства. “Кременчугскому НПЗ сегодня трудно конкурировать с российскими и белорусскими предприятиями, – говорит Сергей Куюн. – Для производства бензина он покупает азербайджанскую нефть, которую нужно везти танкером, а затем переваливать в порту и транспортировать по трубопроводу в Кременчуг (Полтавская обл.). А заход судна в украинские порты стоит втрое дороже, чем в турецкие. И тарифы на транспортировку нефти по государственным трубопроводам и железной дороге также достаточно высоки”.

Все это, по словам эксперта, увеличивает цену горючего от украинских производителей и усложняет для них конкуренцию на рынке. Поэтому мощности Кременчугского НПЗ загружены менее, чем наполовину. Имея возможность производить 7,5 млн. т нефтепродуктов в год, он в 2021 г. выпустил всего 3,2 млн. т.

Поэтому государству следует действовать на опережение и создать условия для диверсификации источников поставок нефтепродуктов. Это позволит отказаться, по крайней мере частично, от белорусского и российского импорта до того, как агрессор сам его прекратит.

“Наиболее очевидной мерой стало бы квотирование объемов импорта сначала с российского, а затем и белорусского направления, – считает Александр Сиренко. – Это заставит трейдеров для наполнения рынка искать нужные продукты в других местах”.

Кроме того, для того чтобы выровнять условия конкуренции, государство может ввести пошлину на ввоз нефтепродуктов из России и Беларуси. По мнению Сергея Куюна, будет достаточно, если такая пошлина составит $30-50 на тонну (что в конечном итоге прибавит около 1 грн. к ценникам на АЗС). В этом случае конечная стоимость горючего, ввезенного с этих направлений, сравняется со стоимостью горючего, доставленного из других стран.

“Также это создаст равноправные условия конкуренции между белорусскими и украинскими производителями, – добавляет эксперт. – Ведь на сегодняшний день белорусская продукция попадает на отечественный рынок без всяких преград, тогда как для горючего украинских производителей в Беларуси существует целый ряд препятствий. Такие условия неравноправны. А в нынешних условиях создают угрозу национальной безопасности”.

Куюн считает, что применение ограничительных мер позволит в значительной степени снять угрозы со стороны России и Беларуси, а также сократить их долю в украинском импорте до 30%: “И тогда, думаю, мы уже не услышим заявлений, подобных тем, которые делает Лукашенко, поскольку, имея диверсифицированный рынок, Украина всегда может заменить белорусское и российское топливо поставками через другие каналы”.

Впрочем, до настоящего времени правительство заметных движений в направлении ограничения импорта стратегического ресурса из недружественных государств не делало. “Единственным действием в этом направлении было введение летом 2019 г. пошлины на доставку в Украину российского дизеля по трубопроводу, – рассказывает Сергей Куюн. – Однако эта мера почти не дала результата. Российские производители перешли на железнодорожный транспорт и уже к концу года восстановили объемы поставок горючего в Украину. Надеюсь, на этот раз правительство услышало угрозы и примет решительные меры для обеспечения энергетической безопасности”.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Между тем, пока правительство не проявляет никакой активности, предприниматели, осознавая, что импорт нефтепродуктов из Беларуси и России в любой момент может оборваться, изучают альтернативные пути поставок.

В первую очередь речь идет об увеличении завоза нефтепродуктов морем. Это направление позволяет получить дополнительные объемы топлива достаточно быстро.

Однако в случае начала открытой вооруженной агрессии со стороны России он, скорее всего, также станет слишком рискованным из-за того, что агрессор, вероятно, организует морскую блокаду Украины. “Репетиция” такой блокады пройдет 13-19 февраля – под предлогом военных учений Россия намерена перекрыть все подходы ко всем украинским портам в Черном и Азовском морях.

Впрочем, сейчас это не должно вызвать сбоев с поставками. По данным Сергея Куюна, пока танкеры в Украину прибывают по расписанию. “11 февраля в Одессу прибывает танкер с 84 тыс. т нефти для “Укртатнафты”, в двадцатых числах – еще один. Никаких признаков нарушения поставок нет”, – сообщил эксперт.

Однако, по его словам, в последнее время и без того непростой процесс финансирования поставок нефти в Украину осложнился еще больше. Испуганные сообщениями о напряженности на украинских границах банки не хотят рисковать.

Следовательно, наиболее надежным, хотя и достаточно сложным с точки зрения логистики, является поставка ресурсов с западного направления, в первую очередь, из Польши. “Сейчас украинские трейдеры проводят переговоры с польской фирмой Orlen, владеющей значительными мощностями по нефтепереработке, в том числе Мажейкяйским НПЗ в Литве, продукция которого ранее поступала на украинский рынок, – говорит Александр Сиренко. – В первую очередь речь идет о возобновлении поставок литовских нефтепродуктов, прерванных из-за белорусской блокады. Маршрут через Польшу длиннее и, соответственно, дороже, чем через Беларусь. Поэтому быстро возобновить поставки пока не удается. Кроме того, стороны рассматривают возможность увеличения объемов импорта в случае прекращения импорта из Беларуси и России” .

По словам эксперта, слабым звеном на данном маршруте является “Укрзализныця”, которая тяжело налаживает регулярные перевозки. К тому же из-за разницы в ширине путей приходится на украинской границе переливать нефтепродукты в другие цистерны, что делает транспортировку более длительной и дорогой.

Таким образом, у украинских трейдеров в принципе есть запасные варианты на случай перекрытия поставок из Беларуси и России. Однако на сегодняшний день эти варианты, скорее, теоретические, для их практической реализации понадобится время.

“Для ввоза дополнительных объемов горючего в случае внезапного прекращения импорта понадобится около месяца, – считает Сергей Куюн. – А для наращивания собственной добычи на Кременчугском НПЗ понадобится около полутора месяцев. Ведь нужно время на то, чтобы привезти нефть в порт, выгрузить и транспортировать на завод по трубопроводу”.

Поэтому в случае чрезвычайной ситуации Украине придется продержаться около месяца до тех пор, пока поступят первые партии нефтепродуктов из альтернативных источников. И вопросы о том, имеет ли Украина достаточный для этого стратегический запас и есть ли у правительства четкий план действий в такой ситуации, на сегодняшний день, к сожалению, не имеют ответа. (Апостроф/Укррудпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version