В январе в Украину было импортировано 12,3 тыс. т авиационного топлива, что практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (6,9 тыс. т). Об этом сообщили в Консалтинговой группе “А-95”.
Дембельским аккордом для Литвы оказалась поставка 5,4 тыс. т керосина. Это на 83% больше показателя января-2021. Из них 2,9 тыс. т было поставлено в адрес компании “Амик Украина”, по 600 т – для “ОККО” и “Глуско Украина”, 400 т – для “Авиа Ойл”.
7 февраля вступил в действие запрет белорусских властей на железнодорожный транзит литовских нефтепродуктов в Украину, в том числе и авиатоплива, на которое в прошлом году пришлись 16% всего украинского рынка авиакеросина или 57 тыс. т.
Трейдеры уже начали поиски новых путей поставок. В “Глуско Украина” сообщили, что смотрят на возобновление импорта по морю, а также через балтийские страны. “Мы на стадии переговоров, пока нет никаких окончательных подтверждений. Изучаем варианты поставок, таможню, характеристики топлива и т. д.”, – сообщил директор департамента авиабизнеса “Глуско Украина” Виталий Иванько.
Один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что литовский производитель топлива не смог предложить альтернативных вариантов решения вопроса. “Они (литовцы) нам сказали: нам очень жаль, но выбираться из этой ситуации вам надо своими силами”, – говорит источник.
По имеющимся данным, в отличие от бензина и дизтоплива “Орлен” не будет предлагать джет с поставкой через Польшу.
По словам трейдеров, уже были обращения к БНК, но, как выяснилось, эксклюзивные права на продажу принадлежат “Сокару”. “Белорусы говорят, что за керосином для Украины надо обращаться к компании “Сокар Украина”. Их позиция пока неизвестна”, – рассказал собеседник. Он также отметил, что его компания прорабатывала вопрос поставок польского авиатоплива, но оно оказалось значительно дороже. “Польский ресурс существенно дороже литовского – на порядка $50/т. Остается вариант – морем. Но морем надо присоединяться к кому-то из крупных игроков, поскольку мы такую логистику не потянем”, – сетует собеседник.
В “А-95” также сообщили, что по итогу прошедшего месяца поставки авиатоплива из Беларуси выросли в 9 раз до 5,1 тыс. т. Весь этот объем получила компания “Сокар Украина”. При этом морские поставки сократились почти в два раза до 1,8 тыс. т.
Не исключено, что покрыть образовавшийся дефицит сможет “Укртатнафта”, которая планирует нарастить переработку нефти в 2022 г.
Баланс украинского рынка (импорт и внутреннее производство) авиационного топлива по итогу 2021 г. вырос на 35% относительно 2020 г. и составил 365 тыс. т. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)