В СЗФО в целом и в Петербурге и Ленинградской области в частности не хватает производителей СПГ для внутреннего рынка. Об этом рассказал заместитель директора Северо-Западного филиала “Газпром газомоторное топливо” Олег Устинов.
Сейчас “Газпром” строит в Выборгском районе комплекс СПГ КС “Портовая”, который теоретически мог бы поставлять сырье для производства и продажи СПГ на внутренний рынок. Помимо “Портовой” в Ленинградской области работает еще один производитель СПГ – среднетоннажный завод “Криогаз-Высоцк” (принадлежит “Новатэку”). Объем предложения на внутреннем рынке СПГ может существенно возрасти после запуска Балтийского химического комплекса, который помимо газохимической продукции сможет производить 13 млн. т СПГ в год, говорит доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко. Но комплекс выйдет на полную мощность не ранее конца 2024 г.
Пока производители СПГ предпочитают продавать газ на экспорт, где цены формирует рынок. Как указывает партнер Strategy Partners Елена Крившич, внутренний рынок, особенно в части газомоторного топлива, для них не так привлекателен из-за небольших объемов и низкой покупательной способности потребителей. Цены на внутреннем рынке находятся под государственным регулированием, и чем сильнее они будут отличаться от мировых, тем выше вероятность возникновения временных локальных дефицитов СПГ внутри страны, поясняет Десятниченко.
В то же время у властей Петербурга есть большие планы по переводу общественного транспорта на газ, включая СПГ. В марте прошлого года “Газпромом”, правительство Петербурга, Минпромторг и “Камаз” подписали соглашение по поэтапному переводу сухопутного и водного транспорта на природный газ. В ближайшие три года в Петербурге должны быть выпущены на линию 2423 новых автобуса на СПГ, но полноценной заправочной инфраструктуры для них еще нет.
На СПГ готовы переходить и коммерческие перевозчики, но их останавливает неразвитость заправочной инфраструктуры. Совладелец московской компании-перевозчика “Бизнесбас” Александр Струков рассказал, что компания вышла на рынок Петербурга в 2019 г. и готова закупать автобусы, работающие на СПГ, но поблизости нет заправочных станций.
Заместитель генерального директора по эксплуатации петербургской компании-перевозчика “Третий парк” Антон Вальшин говорит, что в июле этого года предприятие планирует вывести на линию более 900 автобусов на газомоторном топливе, из которых более 800 будут на СПГ. Чтобы обеспечить их топливом, автопарк рассматривал возможность запустить собственную СПГ-заправку. В конце 2020 г. “Третий парк” подписал договор на поставку СПГ с компанией “Криогаз”, у которой в СЗФО работают три собственных завода. По данным компании, контракт на поставку СПГ стал самым крупным на внутреннем рынке (объемы поставок стороны не раскрывают). “Что касается дефицита СПГ, то мы стараемся держать резервный объем топлива, чтобы избежать перебоев”, – рассказал Вальшин.
Президент правления Национальной ассоциации СПГ Павел Сарафанников считает, что всем крупным перевозчикам с парком от 500 единиц необходимо идти по такому же пути: самостоятельно заниматься развитием собственной заправочной инфраструктуры и закупками СПГ. Представители производственно-инжиниринговых компаний тоже предлагают создавать перевозчикам собственные малотоннажные СПГ-производств. Но начальник департамента развития Национальной газомоторной ассоциации Александр Тавдидишвили уверен, что собственное, даже малотоннажное производство СПГ будет убыточно для перевозчиков. Оно экономически оправдано на территории крупных предприятий с закрытой логистикой, например, горно-металлургических компаний. Струков тоже подчеркивает, что перевозчики специализируются на транспорте, а не на заправочной инфраструктуре.
Имеющийся дефицит – не единственная угроза для программ по переводу транспорта на СПГ. Выполнение городской транспортной программы по переходу на СПГ будет всецело зависеть от заинтересованности производителей топлива, говорит Крившич. По предварительным прогнозам, необходимый объем для заправки 2400 автобусов составляет до 90000 т в год – это около 4% от всей производственной мощности “Портовой” и “Криогаз-Высоцка”. “Нужно понимать, что эти 4% будут зарезервированы производителями и отпускаться покупателям по заранее согласованным фиксированным ценам. Производители не смогут получить выгоды от колебаний мировых рыночных цен, поэтому в их интересах оттягивать принятие решения о поставках на внутренний рынок”, – подчеркивает эксперт.
С другой стороны, производители понимают, что проигнорировав запрос администрации Петербурга, они могут упустить потенциально привлекательный рынок: помимо 2400 единиц общественного транспорта на СПГ, городские власти хотят полностью отказаться от бензина и дизеля к 2030 г., что может означать перевод на СПГ коммунальной техники и грузового транспорта, резюмирует Крившич. (Rcc/Химия Украины и мира)