Крупнейший российский поставщик СПГ «НОВАТЭК», не попавший под последние санкции США и ЕС, тем не менее сталкивается с последствиями введенных рестрикций. В первую очередь это касается сотрудничества с ВЭБ.РФ – организация должна была предоставить внешнее финансирование для проекта “Арктик СПГ-2” и выступает лизингодателем для большей части нового флота «НОВАТЭКа». Помимо этого танкеры с грузами «НОВАТЭКа» не могут войти в порты Британии и Франции.
У «НОВАТЭКа» могут возникнуть проблемы с проектным финансированием проекта “Арктик СПГ-2” из-за санкций в отношении российских банков – ВЭБ.РФ, “Открытие” и Сбербанк. Пул российских банков – Сбербанк, Газпромбанк и его дочерний Bank GPB International S.A., ВЭБ.РФ и “Открытие” – вместе должны предоставить до 4,5 млрд. евро из общей суммы проектного финансирования в 9,5 млрд. евро. В Сбербанке и ВЭБ.РФ от комментариев отказались, в “Открытии” на запрос не ответили. Французская Total, которая владеет 10% в “Арктик СПГ 2”, 1 марта заявила, что не будет участвовать в новых проектах в РФ. Не ясно, означает ли это, что компания не будет предоставлять акционерное финансирование “Арктик СПГ-2”.
Кроме того, Reuters сообщал, что участвующие в проектном финансировании итальянские банки приостановили его. Речь идет о $561 млн., которые должен был предоставить государственный банк Cassa Depositi e Prestiti (CDP) и российское подразделение банка Intesa Sanpaolo, гарантию под них должно было предоставить итальянское экспортно-кредитное агентство SACE. Источники на условиях анонимности сообщали, что этот кредит еще не был выдан.
Проектное финансирование для “Арктик СПГ 2” было сформировано в ноябре 2021 г. Доля финансовых институтов стран-участниц ОЭСР в общем объеме составила до 2,5 млрд. евро, из них вклад японского JBIC – 1,71 млрд. евро. Еще до 2,5 млрд. евро предоставят китайские финансовые институты, включающие Банк развития Китая и Экспортно-импортный банк Китая.
Санкции против ВЭБ.РФ тяжко ударят по планам строительства флота СПГ-танкеров ледового класса для «НОВАТЭКа». Предполагалось, что в сотрудничестве с южнокорейской Samsung Heavy Industries на верфи “Звезда” на российском Дальнем Востоке будут построены 15 газовозов, в том числе заказчиком одного из них выступает “Совкомфлот” (попал под санкции ЕС), остальных – ВЭБ. Эти 14 судов затем должны быть переданы в лизинг “Совкомфлоту” под договора тайм-чартера с «НОВАТЭКом». Но теперь ВЭБ не сможет оплатить стоимость этих судов (около $3 млрд.), учитывая, что Южная Корея решила ввести против российских банков такие же санкции, как ЕС. Кроме того, Samsung строит СПГ-танкер и три танкера aframax для “Совкомфлота”, а также четыре СПГ-танкера Arc4.
Санкции начинают сказываться и на текущей деятельности «НОВАТЭКа», который, как и многие другие российские экспортеры, сталкивается с проблемами при продаже грузов. Как сообщает Reuters, четыре СПГ-танкера «НОВАТЭКа» “Федор Литке”, “Борис Давыдов”, “Кристоф де Маржери” и “Борис Вилькицкий”, направлявшиеся в порты Франции и Великобритании, теперь сменили статус на “ожидание” (for orders). Это значит, что пока капитанам не сказали, в какие порты им нужно направиться. Великобритания 1 марта сообщила, что запретила всем судам, имеющим какую-либо связь с Россией, заходить в британские порты. Пятый танкер “Николай Урванцев”, вышедший из Сабетты 1 марта, указал на аналогичный статус.
Партнер КИАП Антон Самохвалов отмечает, что пока непонятно, что подразумевается под прекращением сотрудничества со стороны Южной Кореи: будет ли это аналогом включения банков в SDN-list США или дело ограничиться запретом на совершение каких-то определенных операций с ними. “Если запреты будут предполагать невозможность для корейских компаний иметь действующие контракты на строительство судов с лизинговыми подразделениями банков, то, очевидно, потребуется исключить их из договорных отношений – например, уступив права по договорам лицам, не попавшим под санкции. Есть ли такие лица, готовые взять на себя проекты в текущей ситуации, – вопрос”, – говорит он.
По мнению собеседников, даже полная невозможность построить суда на “Звезде” не приведет к критическим проблемам для “Арктик СПГ 2”, так как у «НОВАТЭКа» остается достаточно судов, чтобы поставлять грузы по более короткому плечу в Европу. Однако возможности поставок грузов в Азию по Севморпути снизятся, при этом сейчас азиатский рынок остается единственным надежным потребителем российского СПГ. (Rcc/Химия Украины и мира)