Потребление битума сильно сократилось из-за резкого скачка цен на нефть на средиземноморском и европейском рынках грузовых и грузовых автомобилей с начала конфликта в Украине.
Свидетельства широко распространенного резкого падения спроса были наиболее заметны в Северной Африке и Центральной Европе, в то время как начало весеннего сезона дорожного строительства в Западной Европе происходило гораздо медленнее, чем обычно.
Цены на грузы испанского фоб подскочили почти на $250/т с середины декабря, на $100/т с начала конфликта в Украине 24 февраля, достигнув пика в $636/т 11 марта, а затем снова опустившись до $600/т.
Египетская государственная компания EGPC отменила почти 40000 т грузов, которые она присудила для доставки в апреле на свой терминал в Александрии, и отложила еще одну. В то время, как пуск новой битумной установки на одном из нефтеперерабатывающих заводов EGPC в Суэце стал причиной этого шага, египетские поставщики битума заявили, что есть свидетельства падения внутреннего спроса и увеличения запасов в Египте, в то время как резкий рост цен усугубит проблемы в финансировании доставки грузов.
В Алжире, где в прошлом году было потреблено около 750000 т битума, оценки потребления в марте составили всего 20000 т или треть нормального сезонного уровня, при этом текущий месяц Рамадан, вероятно, вызовет дальнейшее снижение строительной активности и потребностей в битуме в Северной Африке.
Алжирские строители, как и многие другие в Средиземноморье и некоторых частях Европы, замедлили или отложили проектные работы – многие до мая – в надежде, что российско-украинский конфликт будет разрешен и цены упадут, учитывая, что им были присуждены многочисленные дорожные тендеры. Это в значительной степени относится к Румынии, где рост активности и спроса в этом году ожидаются с 650000 до 700000 т. Тендеры на текущие работы были присуждены по фиксированной стоимости в 2019 и 2020 годах. Стремительный дефицит государственного бюджета, усугубленный пандемией, также сократил финансирование и вызвал серьезные проблемы с платежами, от которых пострадала и Болгария.
В этих странах и по всей Европе скачок цен на природный газ и дизельное топливо привел к увеличению стоимости хранения битума, который необходимо нагревать примерно до 150 °C, а также эксплуатации асфальтобетонных заводов и строительной техники.
На многих рынках от Италии до Бенилюкса новый сезон потребления битума начался медленно, хотя Германия в последнее время стала заметным исключением, где многие строители выжидали, прежде чем произошел запоздалый толчок проекта.
Поскольку Украина, как ожидается, останется вне рынка битумных грузов в этом году после того, как в 2021 г. импортировала не менее 175000 т в свои черноморские порты из Средиземного моря, это способствовало сохранению стоимости средиземноморских грузов на условиях фоб со скидками по сравнению со средиземноморским высокосернистым мазутом.
Роттердам и нероссийские балтийские грузы на фоб значительно выросли за последние недели в основном из-за перебоев с поставками в Северной Европе после прекращения производства на нефтеперерабатывающем заводе ATPC в Антверпене, ожидания перезапуска нефтеперерабатывающего завода TotalEnergies в Donges и экспорта российских балтийских грузов, который составил до 400000 т в прошлом году – почти прекратились с началом конфликта в Украине.
Это вызвало арбитраж между Средиземноморьем и Северной Европой даже при высоких и растущих фрахтовых ставках на танкеры для битума, что принесло небольшое облегчение поставщикам, ожидающим возобновления спотового трансатлантического арбитража из Европы в США после того, как он был убыточным в течение нескольких месяцев. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)