Украине с помощью западных партнеров удалось существенно нарастить импорт горючего из стран ЕС, в результате в мае страна получит 350 тыс. т топлива по совершенно новым логистическим маршрутам, говорится в сообщении Минэкономики на его сайте.
“В марте-апреле были введены меры, позволившие увеличить суточный объем ввоза топлива из ЕС с 4 тыс. т до 12 тыс. т в сутки”, – отметило ведомство.
Среди принятых мер, обеспечивших такой рост, Минэкономики назвало отмену разрешения на въезд автоцистерн для доставки топлива в Украину, обеспечение возможности принимать топливо в портах Дуная, корректировку механизма ценового регулирования стоимости горючего и внеочередное оформление топлива на границах со стороны таможни и пограничной службы.
“Благодаря этому железной дорогой начали завозить в Украину в пять раз больше горючего. В марте завезли 35 тыс. т, в мае ожидаем 180 тыс. т. Автомобильный завоз вырос в 15 раз – с 5 тыс. до 85 тыс. т. Речной транспорт теперь перевозит в пять раз больше горючего по сравнению с мартом – с 4 до 22 тыс. т”, – приводятся в сообщении слова первого вице-премьера – министра экономики Юлии Свириденко.
Как указало Минэкономики, также есть договоренность о начале реверса горючего трубным транспортом из Венгрии: Украина получила подтверждение на импорт 35 тыс. т в месяц с потенциальным увеличением до 50 тыс. т.
Помимо этого на таможне запустили отдельную зеленую полосу для бензовозов из Польши, что позволит потенциально увеличить пропуск со 110 до 200 единиц в сутки.
“Сегодня весь объем импорта можно направить на внутреннее потребление. Наращивание запасов требует больше времени. Чтобы исчезли очереди и дефицит, запасов горючего на АЗС требуется минимум на 15 дней”, – указало министерство.
Среди задач на ближайшее время оно назвало получение согласия стран ЕС на гарантированное принятие их портами танкеров с горючим для украинского рынка; изъятие российского и белорусского топлива, завезенного до вторжения России и теперь арестованного, загрузку дизелем трубопровода из Венгрии и осуществление системных закупок национальным оператором НАК “Нафтогаз Украины”.
“По уточненному прогнозу в мае ожидается потребление 300 тыс. т дизеля и 120 тыс. т бензина. Такой объем импорта уже законтрактован украинскими сетями”, – отмечается в сообщении.
В то же время Свириденко заявила, что попытки продажи горючего по ценам, выше предельно допустимых – 60, 65 и даже 70 грн. за литр – будут расцениваться “как мародерство”. “Правительство предоставило полномочия областным военным администрациям осуществлять контроль над установлением цен. Будем жестко реагировать на подобные факты в соответствии с требованиями военного времени”, – подчеркнула первый вице-премьер. (Укррудпром/Химия Украины и мира)