Химия Украины и мира

Германия: “Зеленые” против сжиженного газа (СПГ)

Целая ассамблея немецких неправительственных организаций обратилась к правящей “светофорной” коалиции Бундестага с открытым письмом. Весь спектр немецкой эколого-социалистичной морали, однозначно осуждая действия России в отношении Украины, призывает депутатов не забывать о принципах устойчивого развития в одобрении цели правительства Германии стать независимым от импорта российских энергоносителей.

Федеральный кабинет министров 10 мая одобрил редакцию законопроекта об ускоренном использовании СПГ. Проект был подготовлен Федеральным министерством экономики и защиты климата (BMWK) в тесном сотрудничестве с Федеральным министерством окружающей среды, охраны природы, ядерной безопасности и защиты прав потребителей и Федеральным министерством юстиции. Теперь документ внесен в Бундестаг через парламентские группы правящей коалиции для рассмотрения парламентом.

Законопроект ускорит процедуры согласования строительства и эксплуатации стационарных и плавучих терминалов СПГ, так называемых FSRU (Floating Storage and Regasification Units), а также строительства необходимых соединительных трубопроводов для подключения к сетям газоснабжения. Законодательная новелла позволяет лицензирующим органам временно отказаться от некоторых процедурных требований законодательства ЕС, особенно в области оценки воздействия на окружающую среду. По мнению BMWK, это оправдано исключительной ситуацией, сложившейся в настоящее время.

Германия планирует ввести в эксплуатацию один береговой СПГ-терминал и четыре FSRU, причем первый плавучий блок будет введен в эксплуатацию этой осенью. Немецкая ассоциация предприятий энергетики и водоснабжения (BDEW) воодушевлена. “Для достижения цели – к 2024 г. почти полностью покрыть поставки российского газа из других источников – собственные СПГ-терминалы просто необходимы”, – заявила Керстин Андреаэ, председатель правления BDEW. По ее мнению быстрое строительство терминалов должно сопровождаться опережающими темпами расширения и преобразования сетей, поскольку в настоящее время сети не в состоянии справиться с увеличением подачи газа с севера во все точки.

Глава BDEW также подчеркивает, что независимость от импорта энергии из России в долгосрочной перспективе может быть достигнута только за счет быстрого расширения сектора возобновляемых источников энергии и наращивания водородной экономики.

Однако Bund fur Umwelt und Naturschutz Deutschland (BUND), Deutsche Umwelthilfe (DUH), Germanwatch, Greenpeace, Naturschutzbund Deutschland (NABU), WWF Deutschland и зонтичная экологическая организация Deutscher Naturschutzring (DNR) в открытом письме призвали федеральное правительство внести поправки в закон об СПГ, которые ограничат время и масштабы использования газа.

Признавая, что на фоне текущих событий временные меры для предотвращения угрозы острого дефицита газа зимой этого года кажутся приемлемыми, НПО отмечают, что освобождение от оценки воздействия на окружающую среду будущих проектов создает негативный и юридически сомнительный прецедент в ущерб защите окружающей среды.

Всячески нахваливая ВИЭ и зеленый водород, немецкие экологи и правозащитники обеспокоены расширением стационарной инфраструктуры СПГ. Они вообще против сжигания метана. СПГ их бесит особенно сильно, из-за выбросов от производства энергии, необходимой для сжижения газа. В письме они пишут, что использование СПГ должно быть ограничено до необходимого минимума.

В законопроекте предполагается поддержка 11 СПГ-терминалов, отвечающих “важнейшим общественным интересам”. Согласно последним заявлениям министра BMWK Роберта Хабека, российский импорт теперь покрывает только 35% потребности Германии в газе вместо 55%, однако проект закона упоминает цифру в 40%. “Общественники” уверены, что 11 терминалов с лихвой покроют выпадающий импорт российского газа, так что у немцев голубого топлива окажется даже больше, чем было в феврале, когда «Газпром» осуществлял поставки с полной загрузкой трубопроводов. В этой связи экологи требуют тщательного планирования спроса.

Также принципиально отвергается поддержка наземных терминалов, указывая, что заработают они только в среднесрочной перспективе, тогда как СПГ призван срочно решить проблему газообеспечения до 2024 г.

Решительно выступают НПО против нормы законопроекта обеспечить терминалы СПГ разрешением на эксплуатацию до 31.12.2043 г. По их мнению это не соответствует целям правительства по защите климата и требованиям по наращиванию производства водорода. Отдельно отмечено, что приемлемый максимум контрактов на использование СПГ до конца 2030 г. Если раньше терминал сам не перейдет на производные водорода.

Водород сжижается при гораздо более низкой температуре в -250С, а удержать самый легкий и мелкомолекулярный газ сложнее, чем метан. Практически все оборудование и инфраструктура для СПГ требует замены и модернизации под водород. Иное дело водородсодержащие синтетический газ и аммиак. Не стоит забывать про рост сектора биометана.

Главная претензия к метану не только его ископаемое происхождение. Этот парниковый газ ускоряет нагрев атмосферы, что ведет к эскалации природной эмиссии многолетними мерзлыми грунтами и болотами. Антропогенный вклад должен быть кардинально сокращен. Но развитую инфраструктуру газоснабжения никто не списывает в утиль. Нужно переводить ее на био/синтетический метан, способные заработать технологическую индульгенцию, изымая углерод из атмосферного цикла.

Бельгийская Tree Energy Solutions (TES) в городе Вильгельмсхафен на побережье Северного моря Германии инвестирует 2,5 млрд. евро в водородный хаб. Его терминал должен начать принимать партии обычного СПГ (LNG) с конца 2025 г. Без дополнительных затрат с 2027 г. планируется перейти к переработке синтетического метана (SNG). К 2045 г. компания планирует импортировать достаточное количество зеленого газа для производства более 5 млн. т водорода, что эквивалентно примерно 10% общего годового спроса Германии на первичную энергию.

Uniper SE возродила планы по созданию плавучего терминала по приему СПГ в Вильгельмсхафене, который станет частью водородного хаба. Немецкий СПГ-терминал в Брунсбюттеле планирует в конечном итоге импортировать углеродно-нейтральный синтетический СПГ. RWE AG заявляет, что ожидает инвестиций в сотни миллионов евро в свой терминал в Брунсбюттеле, куда в 2026 г. должно быть доставлено около 300 тыс. т зеленого аммиака. Hanseatic Energy Hub в Штаде хочет увеличить долю синтетического СПГ и по мере роста мировых поставок переключиться на поставку зеленого аммиака.

Рост цен на газ в Европе почти на 450% в прошлом году сделал зеленое топливо конкурентоспособным по стоимости с ископаемым топливом примерно на десятилетие раньше запланированного срока. Катализирующую роль России в этом нельзя не отметить.

Не стоит и недооценивать влияния открытого письма НПО на Бундестаг. Зеленые совершили колоссальный скачок в Германии в 1998 г., когда присоединились к левоцентристской Социал-демократической партии (СДПГ) в составе младшего члена альянса. За два десятилетия зеленое политическое движение развивалось динамичнее всех прочих. Пройден огромный путь от беспринципных популистов и политических деятелей типа Йошки Фишера, одобрившего интервенции НАТО в Косово и Афганистан, до рафинированных борцов за построение принципиально нового общества эпохи устойчивого развития. Рельеф их фигур отражает общественный запрос на новые идеи, не связанные с классовыми, национальными, религиозными интересами, но объединяющие всех во имя общей цели. Цель выживания в условиях быстро меняющегося климата самая подходящая. Она исключает смысл войн и любого кровопролития. Поэтому защита климата означает защиту каждого человека.

Понимание этого массово и одновременно приходит в общества самых разных укладов, традиций и уровней развития. В Германии зеленая партия Bundnis 90/Die Grunen, с 2005 г. бывшая в оппозиции, на выборах 2021 г набрала 14,8% голосов и вошла в правящую коалицию. В правительстве ФРГ рельефно выделяются фигуры упомянутого Хабека и министра иностранных дел Анналены Бербок. До прихода в правительство оба были сопредседателями Bundnis 90/Die Grunen. Так что у письма НПО, вполне вероятно, формальная, но важная, возможно, ключевая роль. (lngnews.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version