Химия Украины и мира

Мир: Зеленое бункерное топливо – жидкое или сжиженное?

На прошлой неделе консорциум SABRE получил принципиальное одобрение (AIP) от американского классификационного общества ABS на конструкцию бункеровщика аммиака. Консорциум образован вокруг титана грузоперевозок AP Moller – Maersk A/S. В состав входят проектные и судостроительные компании Fleet Management Limited, Keppel Offshore & Marine, Maersk Mc-Kinney Moller Center for Zero Carbon Shipping, Sumitomo Corporation, Kawasaki Kisen Kaisha, а также Морское и портовое управление Сингапура (MPA) и один из крупнейших классификаторов ABS.

Moller – Maersk планирует декарбонизировать флот и портовое обслуживание в рамках корпоративной программы достижения чистого нуля к 2040 г. В начале текущего года компания объявила промежуточные цели на 2030 г – 50%-ное сокращение выбросов в расчете на один перевозимый контейнер во флоте Maersk Ocean и 70%-ное сокращение абсолютных выбросов от полностью контролируемых терминалов. В зависимости от роста морского бизнеса это приведет к абсолютному сокращению выбросов от 35% до 50% по сравнению с базовым уровнем 2020 г., при этом 25% всех грузов должны транспортироваться с использование только низкоуглеродного топлива.

Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Все мировое судоходство, включая операторов крупнейших торговых флотов, портов, судостроительных корпораций и классификационных обществ, голосовало перед Международной морской организацией (IМО) за зеленый аммиак. И только Maersk за метанол и биометанол. IМО не стала создавать конфликт и одобрила все типы низкоуглеродного топлива.

С начала текущего года введены новые требования IMO 2020, ограничивающие содержание серы в бункерном топливе. Следующий шаг в судоходной отрасли – резкое сокращение выбросов CO2. Пока планируется добиться снижения этих выбросов на 40% к 2030 г. и на 70% к 2050 г. по сравнению с уровнями 2008 г. Судоходство создает около 3% антропогенной эмиссии, то есть, если бы было страной занято 6-е место в глобальном списке антилидеров.

В начале года малайзийская судоходная компания MISC, Samsung Heavy Industries (SHI), Lloyd’s Register и MAN Energy Solutions объявили, что начали совместную работу над созданием танкера, использующего в качестве топлива аммиак. Норвежская нефтяная компания Equinor в партнерстве с морской технологической компанией Eidesvik намерены переоборудовать судно Viking Energy, чтобы к 2024 г. оно работало на аммиаке.

Компания Nordic Innovation объявила, что финансирует ряд проектов для создания экологически чистого судового топлива, включая Nordic Green Ammonia Powered Ships (NoGaps). Партнерами Nordic Innovation в этих проектах являются в том числе судоходная компания Lauritzen Kosan, а также гигант химпрома Yara International. Целью данных исследований является создание работающего на аммиаке судового двигателя к 2025 г.

Датская каталитическая компания Haldor Topsoe, имеющая мощнейшие позиции на рынке аммиака, выпустила отчет для судостроительной и судоходной отраслей, где содержится пошаговая инструкция, объясняющая, что требуется для перехода на аммиак в качестве судового топлива. Согласно отчету Haldor Topsoe, к 2050 г. потребуется около 150 млн. т для удовлетворения 30% потребности судоходства в топливе. Для этого нужны 1500 тераватт-часов возобновляемой энергии, что примерно равно всей выработке энергии ветра в мире в прошлом году.

Аммиак широко используется в хозяйственной деятельности. ДВС на аммиаке не дает выбросов углерода. Однако нужен новый “зеленый” аммиак, создаваемый синтезом электролизного водорода и азота, взятого из атмосферы. Для его дистрибуции и использования подходит существующая инфраструктура и техническая база. Низкая энергозатратность сжижения открывает возможность транспортировки водорода в форме аммиака.

Maersk трезво оценивает преимущества водородсодержащего топлива и еще в марте 2021 г представил технико-экономическое обоснование проекта создания цепочки поставок аммиака в порт Сингапура. Были определены потенциальные источники поставок и ориентировочные затраты, а также проведено предварительное проектирование и оценка стоимости критически важной инфраструктуры, включая, резервуары для хранения аммиака и бункеровочные суда. Получение AiP от ABS еще одна ступень реализации проекта, ориентированного на бункеровку аммиаком к 2030 г. в крупнейшем бункеровочном порту мира.

Вместе с тем, Maersk заказала 13 контейнеровозов с силовыми установками на метаноле. Первый будет готов в следующем году. В 2023 компания рассчитывает израсходовать первые 10 тыс. т метанола. Ей понадобятся 500 тыс. т топлива к 2025 г. Компания рассчитывает, что к 2030 г. ей нужны будут 6 млн. т ежегодно, поскольку не менее 25% флота перейдет на метанол и биодизель. В 2021 г. Maersk использовала более 11 млн. т бункерного топлива. При этом экономичность метанола по сравнению с дизелем всего 2%. Снижение выбросов СО2 по сравнению с дизелем на 11%. Однако в море уже более 50 судов с двухтактными двигателями на метаноле.

Ежегодно производятся 98 млн. т метанола (против 180 млн. т аммиака) преимущественно из природного газа и угля. Аммиак тоже сегодня “серый”, то есть, созданный из ископаемого сырья, но сама его химическая формула, где три атома водорода открывают для человечества больше перспектив с точки зрения энергоперехода. Аммиак необязательно жечь.

Зелеными будут называться синтетический и био-метанол. Последний производится из растительного сырья и связывает атмосферный углерод. Такое решение удачно с точки зрения утилизации биомассы как отходов производства.

Процесс Хабера-Боша объединяет синтетический метанол и аммиак синтезом через электролиз. Haldor Topsoe и один из крупнейших производителей электролизеров Nel объединили усилия для создания комплексных решений по переработке возобновляемой электроэнергии в аммиак и метанол.

Консорциум Eastern Pacific Shipping (EPS), OCI NV и MAN Energy Solutions стал первой группой включающей полную цепочку создания, транспортировки и потребления метанола и аммиака. OCI NV – ведущий мировой производитель и дистрибутор продуктов азота и метанола со штаб-квартирой в Нидерландах. Метанол получают из биогаза заводов по переработке отходов. OCI заявляет, что текущее производство биометанола составляет 2,9 млн. т. Для сравнения: большой контейнеровоз может иметь на борту порядка 10 тыс. т топлива.

Являются ли метанол и аммиак конкурентами? Похожий вопрос можно предъявить к электромобилям с аккумуляторными батареями и водородными топливными элементами. И да, и нет. Они конкурируют за инвестиции и возобновляемую энергию, но дополняют друг друга в решении общей задачи. Метанол похож на синицу в руке, а аммиак журавль, которому еще предстоит подняться в небо. В любом случае СПГ как актуальное судовое топливо, имеющее варианты синтетического и био происхождения, будет конкурировать с ними, заменяющими дизель и мазут. (lngnews.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version