Нефтеперерабатывающие заводы США реализуют несколько капитальных проектов, которые увеличат внутренние мощности по переработке сырой нефти до конца 2023 г., но дорогостоящее производство возобновляемого топлива, вероятно, ограничит расширение мощностей в будущем.
Три крупнейших нефтеперерабатывающих завода в США в настоящее время работают над капитальными проектами, которые могут предложить еще 350000 баррелей в сутки мощностей по переработке сырой нефти для портфеля нефтеперерабатывающих заводов США к концу следующего года, что частично компенсирует эффект недавнего закрытия отрасли.
Крупнейшее расширение нефтеперерабатывающего завода, осуществляемое в настоящее время в США, – это проект ExxonMobil BLADE (Расширение легкой атмосферной дистилляции в Бомонте) на нефтеперерабатывающем заводе мощностью 369000 баррелей в сутки в Бомонте, штат Техас. В рамках проекта к следующему году к объекту будет добавлена еще одна установка по перегонке сырой нефти мощностью 250000 баррелей в сутки в связи с планом компании по увеличению добычи нефти в Пермском бассейне Техаса.
Valero руководит собственным проектом расширения в Техасе и планирует пустить в первой половине следующего года установку замедленного коксования мощностью 55000 баррелей в сутки и установку извлечения серы на своем нефтеперерабатывающем заводе в Порт-Артуре мощностью 395000 баррелей в сутки. Проект увеличит производительность завода по переработке высокосернистой нефти и остаточной нефти.
Marathon Petroleum продолжает работу над проектом South Texas Asset Repositioning (STAR) на своем нефтеперерабатывающем заводе Galveston Bay мощностью 593000 баррелей в день в Техасе, который объединяет нефтеперерабатывающий завод Texas City, приобретенный у BP в 2012 г., с другим нефтеперерабатывающим заводом в том же городе, которым компания уже владеет. Проект STAR стоимостью $1,5 млрд., о котором впервые было объявлено в 2015 г., предназначен для добавления 40000 баррелей в сутки новых мощностей по сырой нефти и расширения возможностей переработки остаточной нефти после завершения в следующем году.
Эти проекты, которые были объявлены до 2019 г. и неоднократно откладывались из-за ограничений, связанных с Covid-19, приобрели новое значение с учетом загруженности нефтеперерабатывающих мощностей США. В последние годы нефтеперерабатывающие заводы США вкладывали относительно небольшие средства в расширение мощностей во время капитальных ремонтов, при этом неясные долгосрочные перспективы спроса на автомобильное топливо стремительно усугублялись краткосрочными потрясениями спроса, вызванными пандемией. В 2020 и 2021 годах примерно 1,5 млн. баррелей в день нефтеперерабатывающих мощностей в США были закрыты из-за падения спроса, многим отраслевым наблюдателям казалось вероятным, что в краткосрочной перспективе потребуется меньше, а не больше, перерабатывающих мощностей.
Война меняет мировоззрение. Недавние события изменили эти предположения. Последствия войны в Украине в последние месяцы осложнили торговлю рядом товаров, а запасы нефтепродуктов в США и Европе сократились после санкций в отношении российской энергетики. Рентабельность нефтепереработки на это отреагировала: маржа нефтепереработки на побережье Мексиканского залива США за четырехнедельный период, закончившийся 20 мая, в среднем более чем удвоилась по сравнению с прошлым годом, а маржа бензина в Европе в апреле достигла рекордно высокой премии в $21,44/барр. Рентабельность бензина в Азиатско-Тихоокеанском регионе впервые превысила $30 за баррель в начале этого месяца.
Системе нефтепереработки США не под силу ответить на вызов этих цен. По оценкам Управления энергетической информации, утилизация сырой нефти в США составит в среднем 93% во втором квартале, а затем увеличится до 94% в третьем квартале – отметка, которая представляет собой самый высокий показатель за четыре года.
Недавние события могут сигнализировать о том, что в США и других странах требуется дополнительная переработка сырой нефти, особенно с учетом того, что добыча сырой нефти в США, как ожидается, достигнет рекордного уровня, близкого к 13 млн. баррелей в сутки, в следующем году. Но новые проекты по расширению нефтеперерабатывающих заводов в краткосрочной перспективе маловероятны, поскольку компании уже управляют дорогостоящими проектами по созданию инфраструктуры возобновляемого топлива на нескольких объектах.
Нефтеперерабатывающие заводы США в настоящее время участвуют в проектах, которые обещают обеспечить примерно 208000 баррелей в день мощности по переработке возобновляемого дизельного топлива (RD) в период с этого года по 2024 г. Valero, Marathon, Phillips 66, PBF Energy и HF Sinclair недавно выделили около $5 млрд. в таких инвестициях, при этом проекты по возобновляемым источникам энергии поглощают большую часть планов капвложений нескольких компаний.
Филипс 66, который не имеет партнера в переоборудовании нефтеперерабатывающего завода в Сан-Франциско в Калифорнии стоимостью $850 млн., выделил около 45% всех расходов на рост в этом году для своего проекта RD в рамках того, что он назвал “очень ограниченным” подходом к капиталу. Marathon Petroleum выделила около 50% своих капитальных затрат в $1,3 млрд. на 2022 г. для преобразования закрытого нефтеперерабатывающего завода Martinez недалеко от Сан-Франциско в завод RD мощностью 48000 баррелей в сутки к 2023 г.
В качестве возможного признака того, что эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе, сервисные компании, специализирующиеся на капитальном ремонте нефтеперерабатывающих заводов, провозгласили этот переход к производству RD в качестве нового основного направления бизнеса. Компания Matrix Service, которая занимается крупными проектами по техническому обслуживанию нефтеперерабатывающих заводов, коммунальных предприятий и других отраслей, заявила в конце прошлого года, что инвестиции в нефтеперерабатывающий сектор “направлены на сокращение выбросов углерода и переход на возобновляемые виды топлива”, что будет составлять значительную часть ее бизнеса в будущем.
Отсрочка технического обслуживания. Вместо того, чтобы инвестировать в расширение мощностей, нефтеперерабатывающие заводы будут идти по лезвию бритвы, отодвигая капитальные ремонты, чтобы обеспечить поток сырья и денежных средств в этот летний автомобильный сезон. Компания Phillips 66, которая в начале года указывала, что вскоре проведет капитальный ремонт, отложенный во время пандемии, заявила в прошлом месяце, что теперь она потратит меньше денег на техническое обслуживание в этом году, чем прогнозировалось ранее, поскольку еще один капитальный ремонт откладывается до следующего года.
Эта практика не лишена рисков, поскольку некоторые нефтеперерабатывающие предприятия предположили, что коэффициенты использования неустойчивы на текущих уровнях.
“Исторически сложилось так, что, хотя нам удавалось достичь уровня использования 93%, в целом вы не можете поддерживать его в течение длительного периода времени, – заявил 26 апреля исполнительный директор Valero Джо Гордер. – Я думаю, что рынкам придется больше сбалансировать спрос”. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)