В начале июня в украинский порт на Дунае придут два танкера с нефтепродуктами. Они доставят топливо с другого конца Европы – из Нидерландов. Несмотря на то, что цены на бензин и дизтопливо в Украине почти равняются европейским, в стране дефицит топлива. Российская армия уничтожает те запасы, которые предназначаются украинской армии.
По данным навигационных порталов, в действующий украинский порт Рени на Дунае следуют два танкера Zumrut Ana и Lerik с нефтепродуктами из Амстердама, где располагается международный хаб по торговле топливом, в том числе из России.
Для доставки топлива в Украину судам придется преодолеть почти 3,6 тыс. миль, а время в пути займет почти три недели. Танкеры могут доставить в страну до 14 тыс. т нефтепродуктов. Их приход ожидается 6 и 14 июня.
Амстердам – Рени – редкий маршрут, так как украинским трейдерам всегда было удобнее закупать топливо из стран с более коротким транспортным плечом – из Средиземноморья.
Ранее в порт уже доставляли и топливо из Малайзии и Индии, однако забирали его в портах Грузии и Турции. Доставлять топливо удобнее в порты Одессы, однако их акватории заминированы, все порты на Черном море закрыты.
Сухопутный маршрут из Амстердама в Украину более чем в четыре раза короче, но в этом случае более сложная логистика. В Европе другая ширина железнодорожной колеи, а бензовозы не смогут много взять.
“Для понимания всеобъемлющего поиска ресурса впервые (на моей памяти) отмечен импорт бензина из Германии. Ждем продукт из Нидерландов и Бельгии. Проблема в том, что много машинами не навозишь”, – писал в Facebook директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. Он отмечает, что импорта недостаточно. “Наиболее проблемная позиция – бензин. Европейская портовая логистика заточена на импорт дизтоплива, бензин поставляется с внутренних НПЗ, ресурс ограничен из-за сезонного роста спроса. Украинцы вынуждены искать бензин в отдаленных регионах, сталкиваясь с новыми логистическими проблемами. Собственные резервы европейцы придерживают, ожидая последствий нефтяного эмбарго”, – пишет эксперт. Он добавляет, что автогаз и дизель, бывает, уже можно купить без очередей, а бензин надо поискать. “Но с бензином по 69 грн. (2,2 евро) за литр очередей нет. Относительно неплохо на западе, хуже на востоке и частично на юге”, – добавляет Сергей Куюн.
В среднем цена бензина и дизтоплива в Украине уже почти сравнялась со стоимостью топлива на европейских АЗС. Ранее правительство отменило госрегулирование цен на моторное топливо.
Основными поставщиками дизтоплива в Украину были Беларусь и Россия. Однако они остановили поставки после начала спецоперации, так как топливом заправляются и ВСУ. Также российская армия вывела из строя нефтебазы и единственный в стране НПЗ, в Кременчуге, чтобы также остановить снабжение украинской армии.
В первой декаде мая первый вице-премьер Украины Юлия Свириденко заявила, что крупным транзитером топлива может быть Польша. Страна может обеспечить 200 тыс. т в месяц, но за последний месяц поставки едва составили 60 тыс. т.
Министр климата и окружающей среды Польши Анна Москва сообщила, что страна перестала осуществлять бесплатные поставки топлива на Украину. “В настоящее время это коммерческие поставки ORLEN”, – сказала министр.
В апреле небольшой дунайский порт Джурджулешты в Молдове стал хабом по поставкам бензина и дизельного топлива в Украину. Темп захода танкеров в единственный порт Молдовы за 10 дней сравним в годовом исчислении с объемами, которые вдвое выше, чем Молдова импортировала в прошлом году. (eadaily.com/Химия Украины и мира)