Химия Украины и мира

Россия: Что поможет производителям ПЭТФ-тары избежать дефицита сырья

В условиях новой экономической повестки для России нефтегазохимическая компания “Сибур Холдинг” продолжает заниматься проектами по использованию вторичного сырья и созданию цикличной экономики в отрасли. О том, в какую сторону сместился фокус компании в этой области, рассказали участники в ходе конференции RosUpack 2022.

Производители упаковки из полиэтилентерефталата (ПЭТФ), в первую очередь бутылочной тары, в России с начала весны столкнулись с проблемами из-за недостатка сырья для преформы. Растущий объем спроса на сырье в РФ всегда компенсировался за счет импортных поставок. Острое ограничение импорта в начале весны привело к дефициту. Частично решить проблему дефицита на российском рынке бутылочного ПЭТФ, доля которого составляет 94% от общего потребления первичного материала (по данным MRC), можно за счет вторичного ПЭТФ.

В 2021 г. производство ПЭТФ в России сократилось на 2,4% до 600 тыс. т, в то время как потребление выросло на 6% до 776 тыс. т, а импорт вырос на 28% (нетто-импорт составил 178 тыс. т). При этом потребление вторичного ПЭТФ по итогам 2021 г. составило около 210 тыс. т, что на 7% больше, чем в 2020 г., согласно данным Гликоли.Ру. Наибольший прирост за 2021 г. показал импорт ПЭТФ-хлопьев, вторичных ПЭТФ-гранул и отходов ПЭТФ-бутылки, ранее отмечал председатель совета директоров компании “Экотехнологии” Константин Рзаев. Теперь же из-за логистических проблем в связи с санкциями импорт сырья для вторичного ПЭТФ стал затруднителен.

Развитием использования вторсырья в отечественном производстве ПЭТФ занимается компания “СИБУР”. На предприятии “Полиэф” в Благовещенске (Башкортостан) идет реализация проекта по выпуску “зеленой” ПЭТФ-гранулы под брэндом Vivilen. “В процессе смешения расплава первичного ПЭТФ и расплава из флексы – получается однородная гранула с содержанием вторички до 25%”, – пояснил директор по устойчивому развитию “СИБУРа” Максим Ремчуков в ходе выступления на конференции RosUpack 2022.

После выхода на проектную мощность в производство можно будет вовлекать около 34 тыс. т вторичного сырья ежегодно. “Сейчас мы проходим пуско-наладочные работы, первые образцы продукта уже тестируются. Следующий шаг – это прохождение омологации продукта у клиентов”, – сказал Ремчуков.

Однако производство ПЭТФ-тары из вторичного сырья традиционно обходится дороже, чем из первичного. Для сравнения: цена на первичный ПЭТФ в январе 2022 г. составила в ЕС в среднем 1600 евро/т (121 тыс. руб./т), в то время как стоимость вторичного ПЭТФ в виде хлопьев и пищевых гранул находилась от 1900 до 2250 евро/т соответственно (142-168 тыс. руб./т), согласно данным агентства ChemOrbis. Разрыв по остальным семействам полимеров не такой значительный.

Логично, что “СИБУР” при создании нового продукта – Vivilen – задался вопросом снижения стоимости производства гранулы, которая непосредственно будет влиять на конечную стоимость ПЭТФ-тары.

Эффект перепелиного яйца. Одна из наиболее сложных проблем находится на уровне переработки вторсырья, считает главный эксперт службы развития применений термоэластопластов “Воронежсинтезкаучука” Роман Вощинский. “Если посмотреть, куда перерабатывается ПЭТФ-флекса, то можно увидеть, что обратно в бутылку перерабатывается лишь 14%. Мешают увеличению этого процента различные включения в флексе, которые при переработке либо ухудшают цвет конечного изделия, либо образуют вкрапины, создавая на изделии эффект перепелиного яйца”, – сказал он.

По результатам исследования “Полилаба”, вкрапления в ПЭТФ-флексе как правило создают остатки клея, который используется для наклеивания этикетки на пластиковую бутылку. Происходит это вследствие того, что большинство производителей напитков используют для круговой этикетки клей, который не растворяется в воде, или растворяется до допустимых значений только с применением специальных промышленных реагентов. Остатки такого клея при переработке превращаются в темно-коричневые угольки.

Решение этой проблемы есть. В R&D-центре в Воронеже на базе недавно запущенной линейки термоэластопластов “СИБУР” разработал рецептуру клея для круговой этикетки, который по основным техническим показателям не отличается от стандартного клея, однако после обработки щелочным раствором полностью теряет свои клеящие свойства. Это делает процесс переработки ПЭТФ-бутылки во флексу более универсальным, снижает количество использования реагентов в процессе мойки и расширяет область применения флексы в пищевом сегменте. “Мы находимся в активном поиске партнера для масштабирования и вывода на рынок этого решения”, – отметил Вощинский.

Переход на водорастворимый клей в упаковке позволил бы перерабатывать больше вторсырья на существующих мощностях, что в свою очередь способствовало бы снижению дефицита сырья для создания ПЭТФ-тары.

Рыночный механизм. Другой, не менее важный аспект, который мог бы решить ценовую проблему вторичного ПЭТФ, а также ускорить рост объема вовлекаемого вторичного сырья в производство – создание ликвидной рыночной котировки на б/у бутылку и флексу, считает Ремчуков.

За последние несколько лет на российский рынок вышло много новых проектов, мощностей, поэтому спрос на б/у бутылку вырос. Цены на этот вторичный материальный ресурс растут рекордными темпами в 2021-2022 гг. В данной ситуации было бы уместно максимальному количеству игроков рынка вложиться в создание индекса на б/у бутылку, который бы объективно описывал происходящую ситуацию с ценами и позволял всем участникам иметь честный рыночный индикатив при заключении реальных сделок, считает Ремчуков.

Ранее на дороговизну использованных ПЭТФ-бутылок жаловались в “Пларусе” (входит в ОП “Европласт”). В компании отметили, что стоимость одной ПЭТФ-бутылки с полигона на рынке может доходить до 70% от стоимости готовой продукции. А она (бутылка) должна пройти еще весь производственный процесс переработки во вторичный гранулят.

Создание индекса на б/у бутылку позволит говорить о большей прозрачности ценообразования, повысит открытость и улучшит конкурентную среду в отрасли. Идею создания подобного индекса в ходе дискуссии на конференции поддержали и глобальные производители напитков в России, которые стремятся часть упаковки для своей продукции делать с вторичным контентом. (Advis.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version