Химия Украины и мира

Азербайджан может стать хабом нефтепереработки Каспия

Для эффективного функционирования Бакинского НПЗ необходима переработка разных сортов нефти. В этом смысле приоритетом является российская тяжелая и легкая нефть.

Проект модернизации Бакинского нефтеперерабатывающего завода имени Гейдара Алиева призван увеличить его перерабатывающие мощности и нарастить производство нефтепродуктов в стране почти в три раза. После обновления, которое завершится в 2027 г., НПЗ будет выпускать 2 млн. т в год автомобильного бензина вместо нынешних 1,2 млн. т, дизельного топлива – 2,9 млн. т вместо нынешних 1,9 млн. т, реактивного топлива – 1 млн. т вместо нынешних 600 тыс. т, нефтехимической продукции – 390 тыс. т вместо нынешних 112 тыс. т.

Как не раз заявляли представители SOCAR, после модернизации НПЗ сможет принимать на обработку и нефть из других источников, в частности – из стран Каспийского региона.

Нужны разные сорта нефти. Обновление Бакинского НПЗ должно быть направлено на формирование таких мощностей, которые позволили бы производить нефтепродукты по максимально длинной технологической цепочке с приоритетом на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, считает профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC), доктор экономических наук Эльшад Мамедов. Это предусматривает не просто внедрение высокотехнологических решений в оборудовании, но и ставит вызовы, связанные с сырьевыми ресурсами для нефтепереработки, считает экономист.

“Как раз здесь очень важно углубление экономического сотрудничества между странами Каспийского региона. Думаю, что это та платформа, где мы с уверенностью можем говорить о каспийском экономическом сотрудничестве и интеграции”, – рассказал Мамедов.

Для эффективного функционирования НПЗ нужна нефть разных сортов – тяжелая и легкая, что позволит говорить о широкоформатной нефтепереработке.

“Мы должны углублять экономическое сотрудничество с теми странами, которые могут нам посодействовать в реализации планов по внедрению новых производственных возможностей в экономику”, – сказал эксперт.

Российская нефть в приоритете. Здесь с точки зрения технологической кооперации и ресурсной базы в первую очередь имеет значение взаимодействие с РФ, где добываются разные сорта нефти. “Учитывая ограничения и сложности, связанные с экспортом российской нефти из-за санкций, я думаю, что сотрудничество в нефтепереработке для России с Азербайджаном будет приобретать более четкие очертания. Российские тяжелые сорта нефти могут стать соответствующей сырьевой базой для будущих мощностей Бакинского НПЗ”, – считает экономист.

Кроме того, отметил Мамедов, на Бакинском НПЗ может перерабатываться и нефть из Казахстана и Ирана – последний также сталкивается с трудностями в экспорте сырья. “В этом вопросе важна также прикаспийская экономическая интеграция и технологическая кооперация, так как российские коллеги имеют богатый опыт в нефтепереработке. Кроме того, несмотря на сорокалетние санкции, иранская экономика доказала свою устойчивость, в том числе и в технологическом плане”, – рассказал эксперт.

По его мнению, не нужно сбрасывать со счетов и то, что, если удастся организовать технологическую кооперацию в регионе, это будет способствовать углублению сотрудничества между странами и в других сферах – политической, социальной и гуманитарной. “Это будет стимулировать развитие совместных образовательных программ, научных разработок. Так что, безусловно, нефтепереработка – один из приоритетов с точки зрения поддержания конкурентоспособности экономик стран региона”, – заключил экономист.

Азербайджан готовится стать импортером нефти. Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан считает, что Азербайджан готовится стать импортером сырой нефти уже в ближайшие несколько лет. И для переработки на НПЗ будет использоваться в основном импортное сырье.

“Поэтому при модернизации Бакинского НПЗ этот фактор учли и выбрали оборудование для работы с различными сортами нефти, добываемой в Каспийском бассейне”, – рассказал Шабан.

При этом на Бакинском НПЗ в основном будет использована туркменская и казахстанская нефть, считает эксперт, отмечая, что логистика ее доставки уже отработана на протяжении 12-14 лет. (Advis.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version