Химия Украины и мира

Украина: АО “Укрзализныця” выходит на рынок дизельного топлива – что будет с ценами

В скором времени на украинском топливном рынке появится новый мощный игрок – “Укрзализныця”. Компания подписала прямые контракты с зарубежными производителями. Поможет ли это снизить цены на топливо?

“Укрзализныця” подписала прямые контракты на поставку дизельного топлива с иностранными производителями. Среди них ExxonMobil Asia Pacific. Это часть одной из самых крупных нефтеперерабатывающих компаний мира ExxonMobil. Также УЗ заключила соглашения с польским нефтяным концерном Orlen, его литовским подразделением Orlen Lietuva и польским импортером топлива Unimot Paliwa. Об этом сообщили в пресс-службе УЗ. Кроме того, продолжаются переговоры с другими потенциальными поставщиками и производителями, добавили там.

Прямые контракты позволят УЗ сэкономить примерно 10% на цене топлива, поскольку теперь компания не будет платить маржу трейдерам, считает аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко.

Единственная ли это причина заключения подобных договоров? Весной Украина столкнулась с дефицитом топлива. Для решения проблемы в мае правительство поручило УЗ подписать контракты на его закупку на внешних рынках. Импортное топливо компания будет закупать как для собственных нужд, так и с возможностью реализации его на внутреннем рынке, рассказали в УЗ. Компания планирует продавать топливо аграриям и госпредприятиям.

В УЗ не раскрывают объем закупок и цены. Однако первые импортные партии топлива начали поступать. В июне УЗ импортировала 1700 т, за 24 дня июля – 7000 т, сообщил директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. Пока эти объемы не более 1-2% всего украинского потребления.

“Думаю, что динамика будет расти”, – ожидает Сергей Куюн. Чтобы наладить поставки, УЗ нужно время на решение бюрократических, логистических и технических проблем, говорит Сергей Куюн. “Они раскачаются и будет поинтереснее”, – считает он. По оценке Куюна, сейчас на долю УЗ приходятся 5% всего украинского потребления дизельного топлива.

УЗ сможет продавать дизтопливо после того, как сначала удовлетворит собственные нужды, считает Александр Сиренко. Зарубежные поставщики топлива могут продать УЗ большие объемы, считает он. Это позволит УЗ стать определяющей правила игры на украинском оптовом рынке дизельного топлива, ожидает Сиренко.

До войны наценка на оптовые партии топлива составляла $20/т, а после начала полномасштабного вторжения РФ она достигала $800-1200/т. “Сейчас наценка около $100/т. УЗ должна вернуть рынок к мирной наценке в $20/т. Золотое эльдорадо заканчивается”, – считает Александр Сиренко. Уменьшение наценки должно привести к снижению розничных цен на дизельное топливо с 2,5 до 5,0 грн./л, ожидает он.

В отличие от дизельного топлива страна все еще испытывает острую нехватку бензина, особенно в Центральной Украине, говорит директор по маркетингу “БРСМ-Нефть” Александр Мельничук. Причина дефицита – для перевозки бензина недостаточно техники, объясняет владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. В отличие от дизельного топлива для бензина нужны более надежные бензовозы, поскольку он более пожароопасен. Такой техники в Украине в три раза меньше, чем для перевозки дизтоплива, говорит Дмитрий Леушкин.

Разрешение проблемы с дефицитом бензина может стать следующей задачей для УЗ. Компания уже ведет переговоры о закупке бензина и автогаза с потенциальными поставщиками и производителями, сообщили в УЗ. “Объемы, цены, условия и сроки поставки обсуждаются”, – ответили в “Укрзализныце”. (forbes.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version