Какая связь между акцизом на различные виды топлива, дефицитом и зависимостью от России и Беларуси?
С началом войны система функционирования рынка горючего потерпела крах, обнажив все проблемы, которые с 2014 г. не замечали власти.
Несмотря на обращение народных депутатов, профильных ассоциации и экспертов, вопрос диверсификации горючего как стратегически важного ресурса оставался открытым и формально поддерживался властью исключительно на бумаге.
Решение СНБОУ от 2 декабря 2019 г., которое требовало от правительства проведение такой диверсификации, только приобретало “государственный вес”, лежа на столах чиновников, и реализовано не было.
В начале 2022 г. Украина импортировала до 80% дизельного топлива. В этом импорте доля России и Беларуси составляла от 75% до 85%. Импорт бензина составлял 50% всего объема потребления. Доля импорта бензина из Беларуси составляла около 80%. Сжиженный газ тоже импортировался на уровне 80%, из которых около 60% завозили из России и Беларуси.
Что могло нас ожидать в начале войны в такой структуре рынка, то и случилось. В Украине начался топливный кризис, который был результатом длительного пренебрежения энергонезависимостью и игнорированием потребностей развития отечественного производства.
Для решения этой проблемы подключилось и правительство, и бизнес. Путем постоянной работы с соседними европейскими странами удалось согласовать разные технические вопросы от пересечения границы, квот на грузовые перевозки и в конце концов дойти до вопроса стоимости. Были внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривавшие ставку акцизного налога на бензины, дизель и сжиженный газ в размере 0 евро за 1000 л на период военного положения. Это позволило стабилизировать цены и рынок до состояния, которое мы имеем сегодня.
Но вопрос акциза не стал закрытым, поскольку по инициативе Мининфраструктуры в августе Кабинет министров Украины одобрил и направил в Верховную Раду законопроект (регистр. №7668) об установлении акцизного налога на все виды топлива на уровне 100 евро/1000 л. Инициативу правительство мотивирует необходимостью наполнения Дорожного фонда и восстановления инфраструктуры, а повышение цен должно нивелировать падение цен на нефть.
Но при попытке включить проект в повестку дня сессии этого дважды не удается сделать из-за отсутствия достаточного количества голосов.
Причины становятся очевидными при проведении обсуждений проекта народными избранниками. Причем некоторые из них, как направленность средств именно в Дорожный фонд, а не на нужды армии или другие необходимые во время расходы, удивления не вызывают. В отличие от других, похожих на откровенный лоббизм автогазовой группы.
Главным препятствием становится ставка акциза на сжиженный газ, которая к 2022 г. составляла 52 евро/1000 л. Именно с ее повышением, предложенным в правительственном законопроекте, не могли прийти к согласию.
Но давайте вернемся в 2010 г., когда автогаз только начинал свой путь на рынке горючего. При Януковиче наполнение рынка горючего автогазом обеспечивалось по инициативе тогдашнего олигарха Курченко, который имел тесные связи с российскими производителями. В течение более 10 лет Россия была основным поставщиком автогаза в Украину, что изменило структуру рынка горючего и увеличило его потребление с 0,8 млн. т в год в 2010 г. до 2 млн. т в 2021 г., то есть почти в 2,5 раза. Поскольку автогаз является альтернативой для автомобилей с бензиновыми двигателями, это соответственно повлияло и на рынок бензинов, упавший за этот же период с 4,2 млн. т до 1,9-2 млн. т.
Повлияло ли это на отечественное производство и нашу энергонезависимость? Конечно, поскольку уменьшение потребности в бензине привело и к уменьшению его производства путем уменьшения объемов переработки и соответственно производства и другого вида топлива – дизеля. Эту дизельную нишу опять же успешно заполнили российские и белорусские производители, пополняя военные бюджеты своих стран.
Почему-то никто не хотел и до сих пор не хочет обращать внимание на то, что Украина может покрыть собственным производством только 25% потребностей в автогазе. Дальнейший рост его потребления будет еще больше загонять Украину в зависимости от импорта.
Долгое время были попытки уравнять акцизы, в частности, законопроект 4098, что позволило бы уменьшить цены на бензин и немного поднять на автогаз, создав баланс как ценовой, так и потребления. Дать возможность нарастить отечественное производство и быть менее зависимыми от импорта.
Также это позволило бы обеспечить и социальный баланс, ответив на то, почему пользователи автомобилей платят разные налоги. Так, владельцы бензиновых авто платили до 7 грн. с литра, дизельных – около 4,5 грн. с литра, а автомобилей с ГБО всего 1,6 грн. с литра. Чем эти украинцы отличаются друг от друга, едва ли не по тем же дорогам они ездят?
30 августа Верховная Рада одобрила комитетскую версию законопроекта №7668-д, предлагающую акциз для автогаза оставить на уровне 52 евро/1000 л, а для дизеля и бензина установить 100 евро/1000 л.
После такого регулирования можем прогнозировать очередное перераспределение рынка в пользу автогазотоплива, которое мы никогда не сможем производить в достаточном количестве, что приведет к возврату к импортозависимости и дисбалансам на рынке, подобным тем, которые произошли весной и начале лета 2022 г.
Сегодня Украина имеет два фронта – военный и экономический. Каждое решение по регулированию экономических процессов должно быть обоснованным и не приводить к повторению довоенных ошибок. Надеемся, что Верховная Рада ко второму чтению будет принимать благоразумное решение по законопроекту 7668-д. (Народный депутат А. Мовчан, фракция «Слуга народа», epravda-com-ua/Химия Украины и мира)