Химия Украины и мира

Европа: Энергокризис загоняет страны в полиолефиновый тупик

Энергокризис продолжает шагать по планете. Больше всех досталось европейским странам, где цены на газ за год выросли почти в 8 раз. Это привело к повышению затрат на промышленное производство, в том числе и выпуск товаров нефтехимии. Одна часть компаний задумалась о сокращении выпуска продукции, другая – пошла по пути повышения цен.

Смогут ли европейские страны стабилизировать ситуацию с полиолефинами?

С 1 октября TotalEnergies повысила цены на все полиолефины на 200 евро. Эта цифра включает не только увеличение стоимости электроэнергии, но и растущие в цене добавки, сырье и транспортные расходы, написал ICIS. Компания, производящая широкий ассортимент полиэтилена (ПЭ) и полипропилена (ПП), объяснила клиентам свое решение тем, что рост расходов и инфляция стали слишком высокими.

По подсчетам аналитика ГК “Финам” Алексея Калачева, 200 евро – это примерно 10-12% от средних цен в зависимости от рынка. Средние мировые цены на полимеры сейчас находятся в диапазоне 1700-2000 евро/т. В Китае цены на полиолефины ниже, фьючерсы на полиэтилен и полипропилен котируются на уровне 8160 юаня/т, что примерно соответствует сейчас 1150 евро/т.

С 26 сентября ExxonMobil Chemical France принял решение об остановке производства полиэтилена в Франции. Компания перестала принимать заказы на все продукты марки Exceed. Такое решение связано с забастовками сотрудников, которые требуют повышения зарплаты в связи с ростом инфляции в стране.

В конце лета руководство концерна BASF также задумывалось о закрытии крупнейшего в мире химического комплекса в немецком Людвигсхафене. Причиной тогда назвали нехватку газа из-за снижения поставок из России.

Газовая петля. Рост цен на электроэнергию продолжает душить промышленный сектор Европы. Особенно сложно приходится отрасли нефтехимии, где газ используется не только в качестве энергоносителя, но и является сырьевой базой. Согласно подсчетам аналитиков ассоциации Break Free From Plastic, на производство пластика приходится около 9% конечного потребления газа и нефти в ЕС. Это примерно равняется годовому потреблению газа Нидерландами и потреблению нефти в Италии.

Фьючерсные контракты на европейском хабе TTF несколько месяцев подряд не опускаются ниже $1500/тыс. кубометров. А на фоне горячих геополитических новостей, а также макроэкономической статистики от стран Запада котировки на газ периодически подскакивают выше $2000 тыс. При этом в начале прошлого года средняя цена на “голубое топливо” колебалась в пределах $230/тыс. кубов.

Россия как крупнейший поставщик нефти и газа в ЕС, на долю которого приходится около 38% ископаемого газа и 22% нефти и нефтепродуктов, играет важную роль в обеспечении сырьем нефтехимических заводов Европы. К примеру, на производство полимеров в Бельгии идет около 17% российского газа, а для Нидерландов этот показатель равняется 26%. В абсолютных цифрах наибольшее количество газа, идущего на производство пластмасс, потребляет Германия, 72% сырья на эти цели поступает из российских источников, согласно данным Break Free From Plastic.

Нарушившаяся глобальная энергетическая инфраструктура ввиду событий в Украине выявила эту чрезмерную зависимость от российского сырья. И даже при рекордно высоком объеме импорта газа из других стран, в случае отсутствия поставок из РФ, сырья не хватит, чтобы полностью закрыть пробел, оставленный российским трубопроводным газом, согласно исследованию Bruegel. Это связано с нехваткой мощностей и инфраструктуры, такой как трубопроводы и СПГ-терминалы.

Олефины производят преимущественно не из природного газа, а из нафты или СУГ. Учитывая, что Евросоюз 6 октября ввел “потолок цен” на российскую нефть, ситуация усугубиться еще больше, так как РФ, по словам вице-премьера Александра Новака, не будет продавать сырье по таким правилам.

По мнению Калачева, производители нефтехимии в ЕС смогут сохранить доступ к сырью и будут иметь приемлемую рентабельность при ценах на нефть не выше $100 за баррель.

Еврокомиссия заранее просчитала все сценарии энергокризиса и в августе призвала членов ЕС сократить потребление электроэнергии на 15%, вернуть в эксплуатацию или продлить работу угольных и атомных электростанций, а также интенсифицировать переход на ВИЭ.

По мнению аналитиков Break Free From Plastic, приоритетное внимание к строительству дополнительной инфраструктуры, работающей на ископаемом топливе, при игнорировании существующего расточительного потребления нефти и газа в секторе пластмасс и нефтехимии является серьезной стратегической ошибкой.

“Единственный ответ на тройной энергетический, климатический и пластиковый кризисы, с которыми сталкивается мир, заключается в существенном сокращении использования ископаемого топлива, включая предметы первой необходимости, изготовленные из нефти и газа, такие как значительная доля наших пластиковых изделий и упаковки”, – считают в европейской ассоциации экологов.

Фактически это призыв к сокращению производства полимеров или вовсе к отказу от них.

Упование на импорт. В целом, у производителей базовых полимеров в Восточной Европе есть возможность снижения производства ПП и ПЭ без существенного вреда внутреннего балансу спроса и предложения. Так, по данным IHS, профицит внутреннего рынка полиэтилена в 2022 г. прогнозируется на уровне 0,76 тыс. т, а по полиэтилену профицит может составить 1,18 тыс. т. В случае существенного снижения собственного производства Европе придется наращивать импорт полиолефинов для обеспечения поставками в первую очередь медицинскую и продовольственную отрасли. “Я полагаю, Европа может рассчитывать на получение полимерного сырья из других регионов. Производство олефинов продолжит расширяться в странах, имеющих доступ к собственному нефтегазовому сырью – например, в США и особенно в странах Ближнего Востока”, – считает аналитик ГК “Финам” Алексей Калачев.

Но тогда, по аналогии ажиотажной ситуации с газом на европейском рынке в 2021 г., могут взлететь и цены на базовые полимеры.

Подобную ситуацию отрасль уже наблюдала в марте прошлого года, когда из-за проблем с логистикой цены на европейские полиолефины впервые стали намного дороже, чем в некоторых других регионах, особенно по сравнению с Китаем. Так, в мае 2021 г. европейская премия на полиэтилен относительно китайского достигла рекордно высокого уровня в $1149/т. Тогда же аналитики ICIS фиксировали рост импорта полиолефинов в ЕС. И лишь в сентябре 2022 г. средняя премия европейских цен на полиэтилен по сравнению с ценами в Китае упала до $412/т.

В данной ситуации снижение премии произошло не по причине роста цен в Китае до уровня европейских, а наоборот. Цены на полиолефины в Европе резко упали из-за слабого спроса и роста импорта. Однако в ситуации, когда европейским производителям из-за возможного сокращения производства в будущем будет в принципе нечего предложить рынку, регулировать цены не удастся.

При этом, учитывая тенденцию к снижению импорта полипропилена и полиэтилена Китаем в связи с ростом собственного производства, Европа может рассчитывать на доступность поставок полиолефинов из других стран.

“Как мы видим, с 2019 г. по 2022 г. профицит прироста полиэтиленовых и полипропиленовых мощностей по сравнению к приросту спроса за аналогичный период составляет более 11 млн. т. Большинство мощностей вводится в Китае, все это приводит к росту самообеспеченности страны. Но самое важное, что рост мощностей в этой стране приводит к снижению импорта. Только за предыдущий год мы увидели падение импорта полиэтилена и полипропилена в Китай на 25%, – на четверть за год. В этом году тенденция продолжается”, – рассказала главный специалист отдела экономики и финансов компании “Сибур” Наталья Рогова в ходе конгресса “Полимеры России и СНГ”.

В теории, страны ЕС могли бы продолжить наращивать экспорт ПП и ПЭ из России, как это было в последние годы. По данным MRC, Россия в 2020 г. отправила в Европу 99,9 тыс. т полипропилена, в 2021 г. – 334, 8 тыс. т. Показатели экспорта полипропилена также существенно выросли год к году – с 50, 3 тыс. т до 222, 2 тыс. т в 2021 г. В первой половине 2022 г., несмотря на сложную геополитическую ситуацию, поставки российского полиэтилена в Евросоюз росли на 63% до 136 тыс. т, полипропилена – на 43% до 196 тыс. т.

Однако введенный Евросоюзом 6 октября восьмой пакет санкций против России, который включает дополнительные ограничения на импорт российской продукции, в том числе пластмасс и некоторых товаров химпрома, может негативно сказаться на прежней тенденции роста. (rupec.ru/Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version