Война в Украине усиливает роль Азии и Ближнего Востока как основных мировых поставщиков топлива, таких как дизельное топливо и бензин, которые имеют решающее значение для мировой экономики, пишет Bloomberg.
Стремясь избавиться от зависимости от российских нефтепродуктов, Европа и США сталкиваются с нехваткой поставок внутри страны. Это открывает возможности для перерабатывающих заводов в таких местах, как Китай и Кувейт, чтобы наполнить рынок топливом. “Отвернувшись от российских нефтепродуктов, Европа и США усиливают свою зависимость от дальнемагистральных баррелей с Ближнего Востока и Азии”, – сказал глава отдела нефтепродуктов отраслевого консультанта FGE в Лондоне Юджин Линделл.
Российское вторжение создает еще большее неравенство между двумя регионами после того, как западные страны в последние годы значительно сократили перерабатывающие мощности, в то время как другая сторона мира расширялась. По данным FGE, западные рынки, включая Америку и Европу, за последние три года сократили перерабатывающие мощности на 2,4 млн. баррелей в день, тогда как Ближний Восток и Азия прибавили 2,5 млн. баррелей. Ожидается, что этот разрыв будет увеличиваться. По оценкам Rystad Energy, в ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию около 8 млн. баррелей в день новых перерабатывающих мощностей, причем больше всего прибавится в Азии, меньше всего – в Европе.
“Мы увидим, как Азия и Ближний Восток все чаще становятся мировыми поставщиками топлива”, – считает глава отдела переработки и сбыта компании Rystad Мукеш Сахдев.
Перевозка нефтепродуктов на большие расстояния на Западе резко увеличивает транспортные расходы и способствует росту доходов от танкеров. По данным Vortexa Ltd., объем перевозимого морским путем топлива на 3% выше, чем в среднем за последние пять лет. По словам Серены Хуанг, ведущего азиатского аналитика Vortexa, это связано с поставкой дизельного топлива из Азии и Ближнего Востока в Европу, объемы могут увеличиться, поскольку последняя запрещает поставки из России.
Смещение в мировой нефтеперерабатывающей промышленности ускорилось во время пандемии, когда старые заводы были закрыты, поскольку глобальные блокировки привели к снижению спроса на нефть. С тех пор Китай построил более крупные и современные нефтеперерабатывающие заводы, чтобы удовлетворить растущие потребности страны в нефти, тогда как США и Европа сосредоточились на отказе от ископаемого топлива.
По словам вице-президента по энергетическому консалтингу S&P Global Commodity Insights Виктора Шума, в Азии также было построено много новых нефтеперерабатывающих заводов из-за спроса на нефтехимическую продукцию в регионе.
Вторжение России в Украину и дальнейшие санкции западных стран по поставке топлива застали мировые энергетические рынки врасплох, а проблемы топливной безопасности теперь занимают центральное место в странах, не имеющих достаточных перерабатывающих мощностей.
Запасы дизельного топлива в Северо-Западной Европе в начале весны достигнут минимума за последние 12 лет, пишет Bloomberg со ссылкой на прогноз консалтинговой компании Wood Mackenzie. Запасы будут накапливаться в декабре и январе вплоть до резкого падения, прогнозируется, что в марте они будут самыми низкими по сравнению с любым месяцем, начиная с 2011 г.
ЕС ввел эмбарго на закупку российской нефти морским путем с 5 декабря 2022 г. и закупку нефтепродуктов с 5 февраля 2023 г. США запретили импорт нефти из России еще в марте
Недавно страны “Большой семерки” договорились об установлении ценового ограничения на российскую нефть и нефтепродукты. (forbes.ua/Химия Украины и мира)