Химия Украины и мира

Украина: Бизнес столкнулся с проблемой хранения горючего для генераторов

Генераторная электроэнергия не только дорогая, но и требует от бизнеса решения новых, нетипичных задач: хранения и логистики горючего. Как компании это преодолевают.

Столичный ТРЦ Lavina Mall за час сжигает 130 л горючего, чтобы не останавливаться во время отключений электроэнергии из-за обстрелов РФ. Его для генератора, который вмещает более тонны дизеля, привозят работники АЗС. “Это небезопасно. И у нас нет лицензированных хранилищ для горючего, которые есть у нефтяников”, – объясняет председатель правления управляющей ТРЦ группы Mandarin Plaza Александр Черницкий. Также снабжать генераторы горючим планирует и ТРЦ Respublika Park. “Мы будем заключать контракт таким образом, чтобы дизель нам доставляли и заливали в генераторы”, – рассказала его CEO Юлия Счастливая.

Весь ритейловый бизнес, который для работы производит “генераторное” электричество, столкнулся с нетипичной проблемой: хранением и доставкой топлива для генераторов. “Месяц назад мы начали этим заниматься, когда начались плановые отключения электроэнергии, но еще не было блэкаутов”, – говорит Черницкий.

АЗС в помощь. Чтобы решить проблему горючего, ритейлеры заказывают услуги АЗС или покупают самостоятельно на заправках. Таким образом, проблему преодолели не только Lavina Mall, Blockbuster Mall и Respublika Park, но и сеть гипермаркетов “Ашан”, кофейни “Львовские круасаны” и “Горький Espresso Bar”.

С АЗС работать не очень сложно. “Подаешь заявку и подрядчики говорят, когда могут доставить горючее, – говорит Черницкий из Mandarin Plaza. – И если правильно планируешь и знаешь потребление, это возможно”. Обычно его ТРЦ делает заявку, когда в баке генератора менее 15% горючего. Мы ездим с канистрами на АЗС и набираем там горючее, этого никто не запрещает”.

Другой способ – подвоз топлива собственной эксплуатационной службой. “Когда заканчивается горючее, менеджеры пишут ей заявку, на следующий день его завозят”, – объясняет совладелец сети “Львовские круассаны” Андрей Галицкий. В его сети кафе-пекарень 149 заведений по всей Украине. У более чем половины из них установлены генераторы, для которых горючее в канистрах сразу доставляют из АЗС. Так же заведения горючим обеспечивают франчайзи.

Рынок топливно-логистических услуг уже начал формироваться. В сети АЗС ОККО, чтобы транспортировать горючее заказчикам крупными партиями, приобрели 12 еврокубов – специальных емкостей в 1000 л. Чтобы за один рейс объехать несколько локаций, выдавая меньшие заказы горючего, часть топливовозов оборудовали сертифицированными расходомерами. Еще 11 ими оборудуют в декабре.

Отдельную плату за услугу доставки горючего АЗC еще не взимают, рассказывает анонимно один из клиентов. Он говорит, что логистика к торговым точкам учтена в цене горючего.

Работники одной из крупнейших аптечных сетей, чтобы заправлять генераторы, хранят пятилитровые канистры с горючим в помещениях недалеко от торговых точек или даже у себя дома. “Мы ездим с канистрами на АЗС и набираем там горючее, – рассказывает топ-менеджер компании, на условиях анонимности. – Этого никто не запрещает”.

Таким образом аптечный ритейлер не только экономит на услугах АЗС, но и избегает возможных санкций со стороны налоговой. Так, согласно законодательству, хранить горючее в канистрах более 5 л можно только имея лицензию или в хранилищах нефтекомпаний. В противном случае бизнесу грозит 500000 грн. штрафа.

Между работой и законом. В конце ноября на сайте Главного управления ГНС в Черновицкой области появилась публикация об ответственности за нелицензионное хранение горючего. Ее быстро убрали, однако в кэше Google она осталась. Это показательная история. Норма есть, но пока бизнес не сталкивался с претензиями от органов контроля. “Есть понимание не мешать бизнесу, – говорит анонимно топ-менеджер аптечной сети. – Мы можем и закрыться, потому что без света, но кому это нужно в стране, где идет война”. Открытых производств и судебных решений по этому поводу в Реестре судебных решений нет, говорит руководитель практики разрешения споров Juscutum Анатолий Рыбачок.

Однако бизнес проникся вопросом получения лицензий. Это собирается делать Ашан, который планирует обустраивать места, где будет хранить горючее в емкостях более 5 л, рассказывает юридический директор сети Руслан Дубас.

“Львовские круассаны” еще весной оборудовали хранилище дизеля для генератора, который поставили на производстве. Хранилище обошлось в около $2000, годовой платеж по лицензии – 780 грн.

Но проблема лицензирования может быть решена на законодательном уровне, говорит на условиях анонимности народный депутат от “Слуги народа”. По его словам, готовится соответствующий законопроект, который в ближайшее время может быть представлен на рассмотрение Верховной Рады. (Forbes-Украина/Химия Украины и мира)

Exit mobile version