Продажи шин в преддверии зимы 2022 г. оказались на 14% ниже, чем годом ранее, составив 4,2 млн. штук. Причиной падения реализации стал не дефицит – запасы шин активно росли.
Аналитики объясняют ситуацию эффектом снижения продаж новых автомобилей, которое вылилось в отсутствие необходимости докупать к ним зимний комплект. Кроме того, на фоне неопределенности из-за приостановок производства в РФ продукции глобальных брэндов, продажи производств и запрета на поставки в страну, часть автовладельцев закупила зимние шины заранее.
За зимний сезон 2022 г. в РФ было реализованы 4,2 млн. зимних и всесезонных шин, подсчитали в “Честном знаке”, анализируя сделки с 1 октября по 30 ноября. Пик продаж в преддверии зимы пришелся на первую декаду ноября, тогда как в прошлом году – на вторую декаду ноября и первую декаду декабря. Общий объем продаж шин снизился на 14% при том, что запасы к началу сезона оказались на 43% больше, чем год назад, составляя 33 млн. штук.
В “Автостате” причиной снижения спроса на новые зимние и всесезонные шины считают сокращение продаж новых автомобилей: их реализуют в комплекте с летней резиной, а зимняя приобретается отдельно. По данным агентства, в январе-ноябре продажи новых легковых автомобилей в РФ снизились на 58,8% до 569,5 тыс. штук (с учетом неофициальных поставок). По данным АЕБ (использует данные производителей; без учета BMW, Mercedes, Chery и Exeed), рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 60,9% до 548,9 тыс. штук.
“Во многом этот шинный сезон стал, пожалуй, самым спокойным за последние несколько лет – не наблюдалось ни значительного роста цен, ни ажиотажного спроса”, – отметил руководитель товарной группы “Шины” ЦРПТ (оператор “Честного знака”) Кирилл Волков.
По данным системы, средняя цена зимних и всесезонных шин за прошедший год фактически осталась прежней: фиксировался рост на 1% до 5,9 тыс. руб. При этом перед началом сезона “Дром” фиксировал рост средневзвешенной стоимости легковых шин по сравнению с 2021 г. на 46,5% до 6,8 тыс. руб. В “Авито” подсчитали, что в октябре покупка комплекта новых нешипованных зимних шин обходилась автовладельцам в среднем в 15,2 тыс. руб., шипованных – в 12,1 тыс. руб. Приобрести зимние шипованные б/у шины там можно было в среднем за 10,5 тыс. руб., нешипованные – в среднем за 11,8 тыс. руб. за комплект.
Волков добавляет, что в этом году был упрощен ввоз шин в РФ (так называемый параллельный импорт), что “помогло поддержать ассортимент”. Но доля произведенных в РФ шин в продажах в этот зимний сезон выросла на 5,2 процентного пункта, превысив 68%.
В Avito в октябре сообщали, что наиболее востребованными марками в этом месяце были Nokian Tyres (доля 24%), Bridgestone (10%), Triangle (9%), Cordiant (7%) и Yokohama (6%). Из этих брэндов только Triangle не выпускал продукцию в РФ, Cordiant – и вовсе российский брэнд. Nokian также достаточно долго продолжал выпуск в РФ, хотя сейчас завод в процессе продажи. То есть до этого кризиса практически все популярные марки выпускали продукцию в РФ.
Приостановка шинных производств и ограничения на экспорт продукции в РФ со стороны ЕС стали триггером для создания запасов продукции. Общие запасы шин с весны держатся на уровне 80 млн. штук. Годовую потребность рынка РФ в “Честном знаке” оценивают в среднем в 50-70 млн. шин. В последние годы весь рынок легковых шин составлял около 30-40 млн. штук в год. На 1 декабря, по данным “Честного знака”, в обороте находилось более 64 млн. легковых шин, что перекрывает потребность россиян более чем на год.
Сергей Удалов из “Автостата” отмечает, что автовладельцы на фоне неопределенности активнее, чем в прошлые годы, покупали всесезонные шины весной и летом, что также отразилось на результате сезона. (Rcc/Химия Украины и мира)