Европейская хлорно-щелочная промышленность в 2023 г. столкнется со многими из тех же проблем, что и в предыдущие 12 месяцев, многие из которых связаны с энергетическим кризисом на континенте.
Стремительный рост цен на энергию способствовал тому, что договорные цены на каустическую соду по всей Европе выросли до рекордного уровня выше 2000 евро/дмт в четвертом квартале 2022 г., они остаются в центре внимания производителей и покупателей, поскольку волатильность цен на энергию продлится до 2023 г. Цены в декабре снова поднялись выше 400 евро/МВт-ч в некоторых частях Европы после некоторого снижения в октябре и начале ноября, возобновив опасения по поводу маржи.
Перспективы осложняются различными схемами энергетических субсидий и оптовыми рыночными ограничениями, существующими или предлагаемыми, которые могут ослабить наибольшее давление на стоимость электроэнергии. Но детали во многих случаях неясны.
Экономический спад – еще одна проблема, затрагивающая европейскую хлорно-щелочную промышленность. Спрос на каустическую соду и хлорпроизводные снижался в течение 2022 г. и, вероятно, останется ниже обычного в начале 2023 г., поскольку участники рынка по всей цепочке поставок продолжают бороться с повышенными затратами на энергию и сырье, а также с высокой инфляцией и процентными ставками.
Спрос на хлор в Европе начал падать в начале 2022 г., большинство производителей, особенно те, которые занимаются производством винила и изоцианатов, отреагировало на это снижением операционных показателей во втором квартале до низкого уровня в 70%. Поскольку снижение спроса на хлор ускорилось, операционные показатели снизились еще больше – Eurochlor сообщила о 58% за октябрь.
Спрос на каустическую соду начал падать в конце лета, а затем снижался более быстрыми темпами в течение четвертого квартала, когда цены поднялись выше 2000 евро/дмт. Хотя в ноябре и декабре цены в некоторой степени снизились, потребление каустической соды остается существенно сниженным и в настоящее время соответствует снижению спроса на хлор в годовом исчислении примерно на 20%.
Поскольку замедление экономического роста в начале 2023 г. не показывает никаких признаков ослабления, любое значительное увеличение производственных показателей в первом квартале маловероятно, а местное производство каустической соды останется на более низком, чем обычно, уровне. Есть признаки того, что в начале 2023 г. импорт в Европу будет менее частым, поскольку импортеры менее охотно соглашаются на поставки в январе из-за недавнего снижения цен на европейских рынках. Таким образом, предложение каустической соды, вероятно, будет менее обильным в январе, но это, вероятно, будет частично компенсировано снижением интереса покупателей, что позволяет избежать реального дефицита предложения.
Некоторые экспортеры, надеясь избежать любого потенциального наращивания продукции, начали предлагать цены на январскую погрузку из Северо-Западной Европы, но цены еще не были достаточно конкурентоспособными, чтобы ремонтировать суда.
Отсутствие украинского продукта будет характерной чертой рынка и в 2023 г., поскольку там продолжается война. Дефицит предложения будет по-прежнему восполняться либо местной продукцией, либо импортом в зависимости от конкретных рыночных условий в данный момент. ЕС введет запрет на российскую жидкую каустическую соду с 8 января по контрактам, заключенным до 7 октября 2022 г., но общее влияние на предложение вряд ли будет значительным, поскольку большинство потребителей уже отказалось от российской продукции.
Основываясь на волатильности, наблюдаемой в 2022 г., рынок хлора и щелочи ищет новую базовую цену на 2023 г. Повышенные эксплуатационные расходы означают, что цены вряд ли вернутся к уровням, существовавшим до энергетического кризиса, но реакция покупателей на цены выше 2000 евро/дмт показала, что этот уровень является неустойчивым.
Изменения на рынке электроэнергии останутся основным фактором, определяющим стоимость, но неясно, как это удовлетворяет спрос на хлорпроизводные и каустическую соду в неблагоприятных экономических условиях. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)