Европейские рынки битума в предстоящем году столкнутся с давлением как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
Изменение состава сырой нефти на нескольких европейских нефтеперерабатывающих заводах и сосредоточение внимания на производстве более прибыльных нефтепродуктов окажут давление на региональное производство в 2023 г., как и вероятное снижение спроса, вызванное ожидаемым сокращением финансирования дорожных работ, вызванным инфляционным давлением затрат.
Поставки в Европу будут ограничены эмбарго ЕС и Великобритании на импорт российской нефти и нефтепродуктов. Помимо прямого влияния на импорт российского битума в Европу, европейские страны, которые полностью перестанут покупать российскую нефть, особенно Германия, сами будут производить меньше битума, поскольку они перейдут на более дорогое сырье, в том числе сорта США или Северного моря.
Производители битума в Европе также сталкиваются с перспективой дальнейшего снижения издержек из-за повышения цен на природный газ – еще одного побочного эффекта войны в Украине. Газ часто используется для нагревания битума в хранилищах. Ожидается, что запасы останутся на минимальном уровне в холодные месяцы.
Под вопросом будет и будущая жизнеспособность некоторых европейских нефтеперерабатывающих заводов после множества закрытий в последние годы. Рекордно высокая маржа дорожного топлива позволила в этом году немного передохнуть, поддержав глобальные объемы нефтеперерабатывающих заводов. Но по мере того, как этот эффект ослабевает, на картах может быть больше закрытий мощностей. Нефтеперерабатывающие заводы по производству битума, которые, как правило, более старые и простые, скорее всего окажутся в очереди на закрытие или преобразование в хранилища или предприятия по производству биотоплива.
Что касается спроса, то экономические перспективы в Европе на предстоящий год выглядят неутешительно, поскольку высокая инфляция и государственные финансы все еще страдают от пандемии Covid-19 и связанных с ней расходов. В прошлом году потребление битума сократилось во многих странах, в том числе на 17% в Великобритании, на 20% в Румынии и на 24% в Италии. Во многих испытывающих нехватку денежных средств европейских странах ожидается еще один тихий год.
Перспективы цен на битум в Европе неоднозначны. Разница в ценах на высокосернистый мазут (HSFO) – привязка, наиболее широко используемая для торговли битумом в Европе, – должна оставаться под давлением в Средиземноморье, где скидки ФОБ вероятны в части 2023 г., что далеко от огромных надбавок, наблюдаемых в допандемические годы, особенно в ключевые периоды пиковой строительной активности во втором и третьем кварталах. Запасы битума в Средиземноморье в этом году будут больше, чем в Северо-Западной Европе. А средиземноморские поставщики с достаточно крупными судами будут продолжать искать арбитражные маршруты, в том числе в Америку, а иногда и в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Перспективы цен в Северной Европе более оптимистичны, с перспективой значительных надбавок к HSFO в качестве российских поставок битума из Балтийского региона, которые выросли до 400000 т в 2021 г., а затем упадут примерно до половины этой цифры в 2022 г. на фоне самостоятельных поставок. Изъятие – исчезновение с рынка, а нефтеперерабатывающие заводы Северной Европы производят меньше битума за счет более легкого сырого сланца, поскольку они отвыкают от российской Urals. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)