Ожидается, что в 2023 г. на рынке битума в Азиатско-Тихоокеанском регионе спрос возрастет, чему будет способствовать потребление в ключевых развивающихся странах региона.
Ожидания повышения спроса со стороны Китая, Индии, Вьетнама и Индонезии, вероятно, приведут к укреплению рынка Азиатско-Тихоокеанского региона в 2023 г. Все они, а также другие экономики пострадали от пандемии Covid-19 и последствий неудач. от российско-украинской войны, колебаний валютных курсов и изменения климата в 2022 г. Следовательно, ожидается, что правительства в большинстве этих стран будут уделять приоритетное внимание восстановлению рабочих мест и вкладывать средства в развитие инфраструктуры, что является ключом к оживлению их экономики.
“Мы ожидаем, что год будет более сильным, а спрос будет лучше”, – сказал ключевой сингапурский трейдер, добавив, что в январе будет наблюдаться усиление импульса, поскольку спрос со стороны Китая может усилиться, несмотря на новогодние каникулы по лунному календарю с 21 по 27 января. Китай является крупнейшим в мире импортером и потребителем битума.
Путь вперед для Китая. “Китай станет ключевым после изменения своей позиции по нулевому Covid”, – сказал второй ключевой сингапурский трейдер. Он добавил, что скорость восстановления китайской экономики будет определять устойчивость регионального потребления.
Импорт битума в ключевые восточные и южные порты Китая существенно сократился в 2022 г., что добавило потерь в 2021 г. Это падение произошло на фоне ряда блокировок и строгих мер по сдерживанию распространения Covid-19 по Китаю в 2022 г.
Сокращение проектных средств на дорожные работы и ограничения, связанные с Covid-19, привели к снижению общего потребления, хотя общий объем производства на государственных нефтеперерабатывающих заводах, по оценкам, также будет ниже в 2022 г.
Китай потребляет около 54% битума в мире, но его импорт упал до многолетнего минимума в 2022 г. Китай импортировал около 2,4 млн. т до октября 2022 г., показывают данные GTT, при этом оценки за весь год составляют около 3 млн. т на основе года. текущий средний показатель, рассчитанный Argus. Это примерно на 6,2% меньше, чем 3,2 млн. т, которые Китай импортировал в 2021 г.
Китай вступает в третий год своего 14-го пятилетнего периода экономического планирования в 2023 г. Толчок к завершению проектов, включая дорожные работы, обычно приходится на последние два года плана – в данном случае на 2024-2025 гг., когда спрос на битум также вырастет.
Но потребление может укрепиться в 2023 г. из-за неудовлетворенного спроса со стороны проектов строительства дорог, что сдерживалось ограничениями Covid-19 в 2022 г., по словам участников регионального рынка.
Спрос на битум во Вьетнаме. Спрос на битум также может вырасти во Вьетнаме, являющемся ключевым потребителем, поскольку участники рынка ожидают, что его аппетит к импорту возрастет из-за продолжающегося стремления правительства к развитию инфраструктуры. У Вьетнама есть собственный пятилетний экономический план на 2021-2025 гг.
Этот правительственный толчок превратил Вьетнам в ключевого импортера, который получает битум из всех основных стран-экспортеров в регионе. Его импорт вырос почти до 900000 т в 2020 г., этот уровень сохраняется, несмотря на пандемию.
По оценкам ключевого вьетнамского импортера, в 2022 г. было пущено около 13 проектов по развитию автомагистралей, поэтому ожидается, что спрос в 2023 г. останется на уровне, аналогичном предыдущему году. Импортер добавил, что в 2024-2025 гг., которые являются последними двумя годами текущего пятилетнего плана Вьетнама, ожидается сильный толчок для дальнейшего развития инфраструктуры.
Путь для для возрождения экономики Индонезии. Индонезия – другой ключевой рынок потребления – начала демонстрировать признаки восстановления спроса в последнем квартале 2022 г., заключив серию спотовых сделок на поставку из Сингапура и других ключевых экспортеров в регионе.
“В 2022 г. спрос со стороны Индонезии упал примерно на 20-25%, но мы ожидаем увеличения спроса в следующем году”, – сказал ключевой региональный трейдер. Участники рынка ожидают, что правительство Индонезии, как и другие в регионе, сделает развитие инфраструктуры ключевым направлением для возрождения экономики страны.
Индонезийский импорт упал почти на 20% с 2020 г. по 2021 г. после того, как работы по инфраструктуре были остановлены, а правительство сократило финансирование, пытаясь справиться с пандемией, которая начала проявляться в конце марта 2020 г.
Импорт битума в Индонезию до пандемии составлял около 1-1,2 млн. т/год, а за последние два года упал примерно до 800000 т/год.
Быстрый рост спроса в Индии. Потребление битума может стать одним из самых резких скачков в Индии в 2023 г. на фоне развития инфраструктуры в преддверии всеобщих выборов в Индии в 2024 г. По мнению участников рынка, потребление может превысить 8 млн. т в 2023 г. по сравнению с уровнем 2022 г., который оценивается в 7,5-8 млн. т.
За последние пару лет Индия столкнулась с препятствиями, вызванными ограничениями, связанными с пандемией, и ограничением финансирования проектов в 2022 г., 2,7 млн. т в 2021 г., согласно данным Отдела нефтяного планирования и анализа (PPAC) министерства нефти Индии. Участники рынка ожидают аналогичный уровень в 2022 г., при этом импорт составит 2 млн. т до сентября. Но этот ожидаемый сильный рост спроса может не сопровождаться увеличением внутреннего производства, что приводит к рыночным ожиданиям сокращения предложения в стране в будущем.
Согласно данным PPAC, до сентября 2022 г. производство составляло 3,9 млн. т, что значительно ниже расчетного потребления в 7,5-8 млн. т за весь год. “Нефтеперерабатывающие заводы даже сегодня не в состоянии полностью удовлетворить потребности в поставках, это будет продолжаться”, – сказал один из ключевых индийских нефтепереработчиков. Следовательно, ожидается, что потребность Индии в импорте возрастет в 2023 г., а Ближний Восток останется ее основным поставщиком.
Другие факторы. Австралия и Новая Зеландия входят в число стран, в которых могут произойти некоторые изменения импорта. Австралия надеется на улучшение погодных условий для проектов дорожных работ, что, в свою очередь, может увеличить спрос на импорт, в то время как Новой Зеландии придется адаптироваться к изменениям в способах импорта.
Австралия завершает 2022 г. на солнечной ноте, поскольку теплая и сухая погода в декабре дала дорожным подрядчикам передышку от безжалостных влажных и затопленных условий на восточном побережье страны на протяжении большей части года. Это дало подрядчикам возможность провести некоторые работы по строительству дорог перед уходом на новогодние каникулы.
“Мы ожидаем высокого спроса с января после праздников, а импорт вернется к уровням, наблюдавшимся до пандемии”, – сказал ключевой австралийский импортер.
Согласно данным GTT, в 2022 г. импорт Австралии составит около 860000 т, а за последние два года импорт колеблется в диапазоне 840000-900000 т. По данным GTT, до пандемии 2019 г. компания импортировала около 950000 т битума. Австралия в основном импортирует битум из Сингапура, Тайваня и Таиланда.
Новая Зеландия также может столкнуться с некоторыми трудностями в обеспечении поставок с середины 2023 г. в связи с выходом местного розничного продавца топлива Z Energy из битумного бизнеса. Ожидается, что это приведет к тому, что импортерам придется закупать битум различных сортов из Азии и других регионов. “Главное – найти суда и фрахтовые ставки, чтобы доставить грузы в Новую Зеландию”, – сказал крупный региональный трейдер.
Неопределенный путь азиатских производителей. Ожидания устойчивого роста спроса на некоторых из этих ключевых рынков могут быть хорошей новостью, но азиатские нефтепереработчики сталкиваются с неопределенностью в отношении стабильного производства в 2023 г.
Поставки битума с нефтеперерабатывающих заводов, вероятно, будут в значительной степени зависеть от крекинга газойля и от того, останутся ли они на своих преобладающих максимумах, как в 2022 г.
Рекордно высокие спреды между ценами на битум и мазут с высоким содержанием серы (HSFO) вязкостью 380 сСт в 2022 г. не стимулировали нефтеперерабатывающие заводы производить больше битума. Спрэд битум-HSFO достиг рекордно высокого уровня в $197,80/т в начале сентября 2022 г., а затем упал до $117/т 19 декабря 2022 г. Этот ключевой спрэд остается достаточно широким, чтобы обеспечить устойчивую экономику производства битума. Нефтепереработчики обычно рассчитывают на положительный спред в $30-40/т между HSFO 380cst и битумом, чтобы обеспечить некоторую маржу производства для этого побочного продукта.
Тем не менее, ожидается, что большинство нефтепереработчиков по-прежнему будут производить больше мазута с низким содержанием серы (LSFO), если они смогут и, скорее всего, отдадут производству битума более низкий приоритет, сказал сингапурский трейдер.
Но общая доступность предложения может быть аналогична уровням 2022 г., при этом производство в значительной степени сбалансировано со спросом в целом, по мнению региональных участников. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)