Ограничения на поставки российских синтетических каучуков попали в 10-й пакет санкций ЕС. С одной стороны, их производство в РФ является экспортоориентированным. С другой стороны, рынок Европы Россия начала терять еще в 2022 г., отечественные производители уже тогда начали перестраивать свои стратегии. В ушедшем году спад экспорта в страны ЕС и турбулентность на рынке шин привели к снижению объемов выпуска этих эластомеров. Однако в 2023 г. введенный европейскими чиновниками лимит поставок, который будет действовать больше года, позволяет российским компаниям в спокойном режиме продолжить работу по переориентации продаж каучуков с ЕС на Азию.
ЕС поставил планку выше рынка. 25 февраля Евросоюз одобрил десятый пакет санкций в отношении России, в который вошли 121 физлицо и организация. Для химического рынка России один из самых важных пунктов в них касается экспорта синтетических каучуков (СК) в Европу. ЕС отнес их к товарам, которые приносят России “значительные доходы”. Решение вводит дополнительные ограничения на импорт каучуков, но они должны вступить в силу только 30 июня 2024 г. До того времени ЕС установил временные ввозные квоты объемом 563 тыс. т.
Мировое производство синтетических каучуков по итогам 2021 г. оценивается в 29,3 млн. т. Из них Европа потребляет порядка 1,6 млн. т. Более половины этого объема импортируется (0,9 млн. т).
Россия в целом является одним из крупнейших производителей и экспортеров синтетического каучука. На долю страны приходится примерно 9% от совокупного мирового объема выпуска синтетических каучуков. По данным промышленного эксперта Виктора Аксенова, в 2021 г. Россия отправила за границу 1,09 млн. т СК или 73% от всего объема, произведенного в стране. Долю поставок в ЕС директор по НИР НИИТЭХИМ Диана Кудряшова оценивает 38% российского экспорта – 420 тыс. т.
“Исторически на экспорт шли 60-70% производимых в РФ синтетических каучуков, что составляет порядка 1 млн. т готовой продукции. Почти половина экспорта приходилась на европейские страны. При этом в 2022 г. поставки синтетических каучуков из РФ в ЕС стали снижаться – если в 2021 г. экспорт в Европу составлял 0,48 млн. т, то в 2022 г. он сократился до 0,26 млн. т”, – приводит свою оценку консультант “Выгон Консалтинг” Артем Лебедской-Тамбиев.
То есть действующий до середины 2024 г. потолок существенно выше объема поставок даже в нормальных, досанкционных условиях. Таким образом, новое решение ЕС выглядит больше популистским, так как до середины 2024 г. лишь ограничивает возможности для масштабного наращивания экспорта, но не текущие поставки.
Прежде, чем ответить на вопрос, как эта мера скажется на российском рынке, рассмотрим, как он себя чувствовал в 2022 г.
Снижение производства на 12%. 2022 г. для российских производств синтетических каучуков оказался непростым. По данным Росстата, в России было произведено 1,5 млн. т СК, что на 12% меньше, чем годом ранее. Темп снижения оказался выше, чем в целом по химической отрасли.
В России работает несколько производителей синтетических каучуков. Крупнейшими являются “Нижнекамскнефтехим” (входит в “Сибур”), “Воронежсинтезкаучук” (входит в “Сибур”), “Тольяттикаучук” (входит в “Татнефть”), ТАУ “Нефтехим” (2 завода на промплощадке в Стерлитамаке – “Синтез-Каучук” и “Стерлитамакский нефтехимический завод”, с января 2023 г. входят в холдинг “Русский водород”), “Красноярский завод СК” (входит в “Сибур”), “Омский каучук” (входит в “Титан-групп”).
Большинство производителей отметило снижение объемов своего производства в прошлом году.
Первый вызов 2022 г.: падение производства и продаж шин. Все производители связывают снижение выпуска СК со спадом в производстве шин – секторе, который потребляет примерно 2/3 синтетических каучуков на внутреннем рынке. По данным Росстата, их выпуск в 2022 г. в России сократился на 21,4%. В “Синтез-Каучуке” и “Стерлитамакском нефтехимическом заводе” (СНХЗ) рассказали, что снизили поставки российским производителям шин на 8%. Пресс-служба ГК “Титан” точных цифр снижения таких поставок шинникам с “Омского каучука” не приводит, но говорит, что перенаправили эти объемы в Азию.
“Отсутствие экспортных отгрузок шин и импорта ряда компонентов для их производства, турбулентность локального автомобильного рынка и падение спроса оказали влияние на объемы производства шин, что повлекло за собой снижение производства смесей на заводах полного цикла”, – рассказали в Ассоциации производителей шин.
Действительно, рынок автомобильных покрышек лихорадило весь год. В марте 2022 г. в ответ на действия РФ в Украине ряд производителей шин заявил о приостановке своих локализованных в России производств. Об этом официально уведомили Continental, Bridgestone, Pirelli, Yokohama. В начале апреля ЕС ввел санкции на экспорт российских шин в страны Европы. А 3 июня в санкционные списки попали российские производители шин. В течение лета локализованные производства частично возобновили работу, однако тогда же международные компании стали заявлять о своем уходе из РФ. Этот процесс начали Michelin, Nokian Tyres, Bridgestone.
Турбулентности рынку добавило и падение продаж новых автомобилей в России, которое потянуло за собой и падение продаж покрышек.
Второй вызов 2022 г.: замена российских каучуков на европейские. Однако обвал шинного рынка стал лишь первым, но не единственным вызовом для производителей синтетических каучуков.
“Несомненно, снижение объемов производства шинной продукции в РФ заметно повлияло на сокращение производства СК. Однако за 10 месяцев 2022 г. сократился и экспорт СК почти на 1/3. Эти оба фактора действовали одновременно”, – отмечает Диана Кудряшова из НИИТЭХИМ.
Переработчики синтетических каучуков в Европе еще до формальных санкций стремились снизить риски, связанные с российскими компонентами. Они стали стараться заменять их на СК других импортеров, в первую очередь на продукцию своих же соседей.
Саму идею блокировки экспорта синтетических каучуков из РФ приписывают Польше. По мнению ряда экспертов, главным лоббистом мог выступить польский поставщик синтетического каучука Synthos SA. Помимо Польши, по данным Дианы Кудряшовой, крупными экспортерами СК в Европе являются Германия, Бельгия и Франция. Суммарный ежегодный объем экспорта этих четырех стран составляет более 2 млн. т. Поэтому часть экспорта может быть направлена на удовлетворение внутреннего спроса ЕС.
В пресс-службе ГК “Титан” (владеет “Омским каучуком”) также считают, что выиграют от запрета на закупку российского синтетического каучука в первую очередь европейские производители.
“Кроме того, Республика Корея, Таиланд, США, Япония, которые наравне с Россией являются крупнейшими производителями и поставщиками СК, могут стать выгодообретателями от данного запрета”, – дополняет Кудряшова.
Столкнувшись с проблемами на европейском рынке еще в 2022 г., российские производители начали готовится к возможной его утрате заранее. Потенциально интересным для них является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, который потребляет более половины всего мирового объема синтетических каучуков разных видов.
У “Синтез-Каучук” и СНХЗ в 2022 г. доля экспорта в реализации продукции составила 64%. Однако на ЕС приходилось только 3,4% экспортных поставок. В целом у этой группы компаний доля экспорта выросла на 14% относительно 2021 г. Основной рост пришелся на поставки в Азию – на 17%. А снижение продемонстрировали продажи в страны Ближнего Зарубежья, в страны Америки – 46%.
“Запрет поставок синтетического каучука из России в ЕС, потребует переориентации продаж на рынки Юго-Восточной Азии и Китая. К сокращению производства наших каучуков это не приведет: наш бизнес-план на 2023 г. мы формировали с учетом новых рынков”, – рассказали в группе компаний.
“Омский каучук” еще ранее нацелился на работу с Азией и в 2022 г. переориентировал на нее даже часть объемов, ранее шедших на внутрироссийский рынок.
“Запрет на покупку странами ЕС российского синтетического каучука не приведет к сокращению производства на предприятии ГК “Титан”. Переориентации экспортных поставок также не будет, поскольку доля экспорта каучука в ЕС незначительна. Менее 1% экспортируемого СК производства “Омского каучука” в 2021-2022 гг. приходилось на страны ЕС. Основным экспортным рынком сбыта синтетического каучука для ГК “Титан” был и остается рынок Азии”, – рассказали в пресс-службе компании.
“Сибур” ситуацию с санкциями не комментирует, но еще в ноябре прошлого года генеральный директор компании Михаил Карисалов говорил, что “Сибур” уже начал активно менять вектор продаж. “В наших каучуках был где-то 40% вес европейских потребителей, – отмечал Карисалов. – Сегодня этого нет. Новые логистические каналы, безусловно, большая работа, связанная с омологацией наших продуктов у новых потребителей. Скажу честно, научившись работать с мировыми грандами, с нашими потребителями в Европе, нам проще сегодня дается вход на рынки Вьетнама, Индонезии, Таиланда, Китая”.
Диана Кудряшова из НИИТЭХИМ считает, что возможно увеличение закупок традиционными покупателями – Китаем, Индией и Турцией, суммарный объем импорта СК из России которых составляет более 30% всего российского экспорта. Возможно небольшое наращивание поставок и в Латинскую Америку.
“Стоит отметить, что двумя крупнейшими импортерами являются Китай и Индия – в последнее время эти страны импортировали из РФ 250-300 тыс. т каучуков в год. При этом совокупный импорт превышает 1,6 млн. т. Вероятно, что после запрета на экспорт в ЕС российские производители каучуков постараются увеличить поставки именно в эти страны”, – полагает Артем Лебедской-Тамбиев из “Выгон Консалтинг”.
Правда, для производителей каучуков, как и для всех российских компаний, переориентация на азиатские рынки будет связана с логистическими проблемами: пропускная способность российских железных дорог и российских дальневосточных портов не позволяет оперативно переориентировать все поставки на Азию. В то же время стоит отметить, что новую логистику компании выстраивали в течение всего 2022 г. и во многом уже наладили работу по новым направлениям.
Воскрешение шинного рынка. Вторую надежду эксперты связывают с частичным восстановлением российского шинного производства.
“Ожидаемый перезапуск в 2023 г. шинных предприятий, принадлежавших иностранным компаниям, которые перешли в руки отечественных производителей, должен позитивно повлиять на объем отечественного производства СК”, – полагает Кудряшова.
Однако этот путь, скорее, будет приемлем “Тольяттикаучуку”, входящему в группу “Татнефть”. Несмотря на все сложности, эта группа компаний, видимо, намеревается захватить основную часть российского шинного рынка. Прошлый год начался для нее с потерь: “Татнефть”, избегая санкций, продала свой завод “Нижнекамскшина” подконтрольному правительству Республики Татарстан “Татнефтехиминвест-холдингу” прямо накануне включения “Нижнекамскшины” в санкционные списки. Однако позже “Татнефть” начала процесс покупки шинного бизнеса в России у Nokian Tyres. Мощность российского производства Nokian Tyres оценивается в 16 млн. штук покрышек в год, тогда как “Нижнекамскшина” производила только 12,3 млн.
В декабре “Татнефть” заявила о пуске KamaTyresKz – совместного с казахстанской “Аллюр” производства автомобильных шин (мощность 3,5 млн. штук). А в январе 2023 г. компания купила “Первый резинотехнический завод” в Ташкентской области, единственного производителя шин в Узбекистане (мощность производства – 3,2 млн. штук). Для “Татнефти” азиатские проекты могут быть удачным выходом из ситуации с запретом поставок российских шин в ЕС.
В пресс-службе “Тольяттикаучука” планы на 2023 г. не комментируют, а пресс-служба “Татнефти” на запрос не ответила. Диана Кудряшова считает, что реализация проектов “Татнефти” в Казахстане и Узбекистане “должна в определенной степени поддержать российское производство СК”. (rupec/Химия Украины и мира)