Российские продавцы лигроина – нефтепродукта, используемого для производства пластмасс и в нефтехимии, маркируют его как бензин или отправляют из портов без места назначения, чтобы экспорт продолжался, несмотря на санкции. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на аналитиков FGE и Kpler, а также собственных источников.
Сейчас четкого рынка сбыта для российского лигроина нет, поскольку его основные покупатели – Южная Корея и Европа – после введенных санкций не могут получать его напрямую, объясняет руководитель отдела сжиженных углеводородов в консалтинговой компании FGE Арман Ашраф.
Хотя Китай и Индия много потребляют, обе страны имеют достаточные внутренние запасы, а Южная Корея была ключевым потребителем до полномасштабного вторжения РФ в Украину.
В марте Россия отгрузила около 1,34 млн. т лигроина – почти так же, как в прошлом году. Но остается вопрос, останутся ли эти объемы в течение следующих месяцев.
Сейчас российский бензин отправляется в хранилища в Объединенных Арабских Эмиратах и Западной Африке, что раньше было редкостью. “Это может быть лигроин или, возможно, даже бензин с большим количеством лигроина”, – предполагает Ашраф. Причина для такого смешивания заключается в том, что потолок цен на лигроин значительно ниже потолка на дизель – $45 против $100 за баррель.
Это может свидетельствовать о попытках скрыть происхождение российской нефти, а также о сложностях с поиском покупателей. До введения санкций почти все грузы имели назначения, но в марте эта доля выросла до почти четверти экспорта.
Также РФ прибегла к “передокументированию” или смешиванию собственных нефтепродуктов с нероссийскими в таких торговых центрах, как Сингапур и ОАЭ. Эта практика набрала обороты после войны и не демонстрирует никаких признаков ослабления после введения санкций.
По данным Kpler, объемы нефти, отгружаемой из России и направляющейся в Сингапур, в марте увеличились почти в четыре раза до 164 тыс. т по сравнению с прошлым годом. Грузопоток из ОАЭ подскочил до 156 тыс. т с нуля. (Укррудпром/Химия Украины и мира)