Химия Украины и мира

Украина: Поможет ли демпинг вернуть сети заправок “Привата” лидерство на рынке

11 апреля входящие в группу “Приват” топливные сети Avias, ANP, Sentosa снизили цены на топливо сразу на 3 грн./л. Что повлекло за собой и какие перспективы у сети Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

С начала года сеть “Привата” держала цены на самом высоком уровне в Украине – 53-50 грн./л бензина и дизтоплива. “Выше, чем у них, цены были только у премиум-сети Socar”, – говорит директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. У “Привата” не было достаточно ресурса, поскольку не смог быстро переориентироваться на импорт из Европы, говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.

11 апреля сеть “Привата” снизила цены на топливо сразу на 3 грн. до 47 грн. за литр бензина А-95 и дизтоплива. За один день приватовские АЗС из премиум-сегмента перешли в средний, где находились последние годы перед войной.

“До войны они держали самые низкие цены на рынке среди национальных сетей, это была их фишка, – говорит аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко. – Они были прайс-мейкером рынка, остальные подстраивались под их цены. Сейчас такого уже нет”.

В довоенном 2021-м группа “Приват” занимала первое место на рынке как по количеству заправок, так и по объемам продаж топлива в розницу, говорит СЕО ОККО Василий Даниляк. В 2022 г. доля “Привата” на розничном рынке снизилась на 3 п.п. до 11%, по данным “Консалтинговой группы “А-95”.

В целом рынок просел на 35%, “Приват” потерял около 40% продаж, говорит Сиренко. Клиентов переманили конкуренты с сопоставимыми ценами, но более качественным сервисом. По объемам реализации в 2022 г. группу опередили ОККО и WOG, которые заняли 18% и 13% рынка соответственно.

Средние суточные продажи одной заправки группы “Приват” – 1000 л топлива, по данным группы “А-95”. Например: одна заправка ОККО продает в сутки 8000-10000 л.

До войны сеть “Привата” тоже была неэффективной, но это компенсировалось вертикальной интеграцией: “Укрнафта ” добывала нефть, Кременчугский НПЗ ее перерабатывал в топливо, которое продавалось на АЗС группы. “Эти полугосударственные компании дотировали низкие цены в сети”, – говорит Куюн.

Благодаря “Укрнафте” и Кременчугскому НПЗ заправки “Привата” имели преимущество даже перед поставщиками российского и белорусского топлива, говорит Сиренко.

В ноябре “Укрнафта” и Кременчугский НПЗ были отчуждены в пользу государства. Теперь “Приват” вынужден работать, как и остальной рынок, на импортном топливе, говорит Куюн.

“Приват” импортирует топливо из Греции и Турции, говорит Сиренко. В марте Турция увеличила импорт российского топлива до семилетнего максимума, пишет Bloomberg. Часть российского топлива также переваливается с российских на греческие танкеры у побережья Греции, что позволяет обходить санкции ЕС против российских нефтепродуктов.

Однако факт импорта из этих стран не может свидетельствовать о том, что “Приват” импортирует российское топливо, говорит Куюн. К концу марта дисконт на топливо российского происхождения $100-200/т, говорит вице-президент ОККО Юрий Кучабский.

“Приват” включился в конкуренцию. “Резкое снижение цен означает, что сети группы “Приват” наконец-то включились в конкуренцию за клиента”, – говорит Куюн.

Поточных цен “Привата” может оказаться недостаточно, чтобы компенсировать отставание. Нужны мощный маркетинг, узнаваемость и доверие к брэнду, вкусный кофе и хот-доги. “На заправках этой сети даже магазинов нет, а туалеты на улице”, – говорит Леушкин.

Сеть “Привата” нуждается в инвестициях в модернизацию. Обновление одной станции – это от $200000 инвестиций, говорит Куюн. То есть на всю сеть нужно от $200 млн. без всяких гарантий, что эти инвестиции окупятся, добавляет он.

Для еще большего демпинга у “Привата” нет ресурсов без “Укрнафты” и Кременчугского НПЗ, говорит Александр Мельничук, директор по стратегическому маркетингу и инновациям “БРСМ-Нефть”.

Альтернатива – продажа сети конкурентам или аренда, говорит Куюн. “Там нечего покупать, разве что место”, – говорит совладелец столичной сети автозаправок KLO Игорь Чернявский. “Сетка неравномерная, хаотическая, магазинов нет”, – добавляет он.

Большая маржинальность на украинском рынке топлива пока позволяет “Привату” оставаться на плаву, несмотря на падение продаж, говорит Леушкин из сети АЗС Prime. Дизтопливо на границе стоит 35-36 грн., на заправке – 47 грн./л, по данным консалтинговой группы “А-95”.

Консолидированные финансовые показатели заправок группы “Приват” отсутствуют в открытом доступе. По расчетам Леушкина, выручка сети “Приват” в прошлом году до 50 млрд. грн. “Это очень приблизительная оценка, поскольку заправки группы были закрыты определенное время”, – говорит он. (forbes.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version