Россия живет под санкциями уже более восьми лет. Экономика выдерживает этот прессинг, но последние полтора года стали особенно сложными. Масштабные изменения открывают массу возможностей в области импортозамещения и технологического развития, в том числе в нефтехимии.
От успешности инициатив нефтехимических компаний может зависеть будущее экономики в целом. Ведь именно нефтехимия обеспечивает многие отрасли необходимым сырьем для производства.
Поворотные годы. Последние полтора года для России ассоциируются с перестройкой как экономики в целом, так и отдельных отраслей. ВВП страны, которому в начале года предрекали двузначное падение, по итогам 2022 г. снизился лишь на 2,1% – меньше, чем в пандемию. Индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей экономики в феврале этого года вырос до 53,6 пункта.
Лола Огрель, директор проекта департамента нефтехимической промышленности РЭА Минэнерго России, считает, что нефтехимия как ни одна другая отрасль может стать драйвером развития экономики в силу ее особенностей. По мнению эксперта, “в привязке к прибавленной стоимости отрасли почти нет равных: например, при переработке этана стоимость выходящей продукции почти в 4 раза выше затрат на сырье, а в традиционной нефтепереработке эта дельта составляет 15-20%”.
Поставки из Европы пластика, необходимого для изготовления множества промышленных изделий, сократились по всем позициям. Так, согласно исследованию Высшей школы экономики (ВШЭ), за первые 10 месяцев 2022 г. сокращение составило 19-77% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Локальные компании продолжают искать выход из этой ситуации: развивают отечественное производство и реализуют масштабные программы по замене иностранных компонентов.
Анализ спроса в отраслях строительства, автомобилестроения и упаковки, потребляющих до 70% производимых пластиков, показал, что дополнительная потребность в отечественных пластиках по отдельным категориям к 2028 г. может составить от 0,2% до 170% к объемам производства 2021 г.
Эксперты ВШЭ отмечают, что для продуктов, пользующихся повышенным спросом в отраслях строительства и упаковки, значительная часть дополнительных объемов пластиков обеспечена внутренними производителями в 2022 г. либо потенциально реализуема с опорой на существующие мощности.
Развитие автопрома. В 2022 г. российский авторынок изрядно пострадал, но выжил. Автомобильная промышленность была сформирована преимущественно иностранными капиталом и технологической базой: 10 из 15 основных автозаводов выпускали машины зарубежных марок, а некоторые концерны опирались на решения европейских и американских партнеров в рамках совместных предприятий. Именно поэтому сегодня развитию автопрома уделяется особое внимание: разрабатываются новые марки машин и комплектующие для них. Например, в этом году в Тольятти планируют собрать более 400 тыс. автомобилей.
Все еще существуют сложности с производством “начинки”: двигатели, коробки передач, фильтры масляные и топливные, электрика и электроника. Тем не менее, часть деталей можно выпускать, используя отечественную базу. Например, бамперы, топливные баки, капоты, крылья, потолки кузова, спинки сидений. Все эти детали делаются из пластика, сейчас потребность в этом сырье удовлетворяется. Минпромторг прогнозирует, что в 2023 г. продажи новых автомобилей в России вырастут относительно 2022 г. примерно до 800 тыс. штук, значит, увеличится и потребность в комплектующих.
Есть удачные примеры импортозамещения. Так, “Полипластик” разработал полностью отечественные полимерные материалы для выпуска автокомпонентов и электротехники, а компания “ТатхимПласт” пустила производство высокотехнологичных полимерных компаундов для отливки элементов автомобилей.
Упакуем все. Для российского рынка упаковки последний год прошел под знаком импортозамещения. Менеджмент начал активный поиск аналогов зарубежных материалов и сырья. В товарной структуре российского рынка упаковочных изделий доля упаковок из пластика составляет 38%. И здесь производители смогли обеспечить отрасль сырьем.
В 2021 г. локальные компании обеспечивали более 98,5% потребностей рынка в пластиковой упаковке. Производство бутылок, флаконов и аналогичных изделий из пластмасс за 11 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло на 9,6%, а производство коробок, ящиков, корзин и аналогичных пластмассовых изделий выросло на 7,2%.
Так, “СИБУР” выпустил новую марку полимеров Vivilen – в ней содержится до 25-30% повторно используемого сырья, а компания “Данафлекс” разработала новую биоразлагаемую пленку.
Строим новое. Внутреннее производство базовых стройматериалов способно обеспечить потребности строительной индустрии. Например, в прошлом году было построено рекордное количество жилья. За год появились 102,7 млн. кв. м жилья, столько его не строили даже в советские времена. Поэтому заметно выросла и потребность в материалах – только в прошлом году спрос на покупку стройматериалов в России увеличился на 165% (в мае 2022 г. по сравнению с аналогичным месяцем 2021 г.), на отделочные материалы – на 171%.
В отдельных подотраслях все еще существуют проблемы с поставкой сырьевых компонентов. Потребность в сырье для полиэтиленовых труб, окон и дверей практически полностью покрывается локальным производством.
Согласно данным Росстата, за 11 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года производство блоков дверных пластмассовых и порогов для них выросло на 53%, блоков оконных пластмассовых – на 24%. Производство полиэтиленовых труб в 2022 г. продемонстрировало, по разным экспертным оценкам, рост на 16-25% по сравнению с 2021 г.
Для оказания помощи российским строительным организациям Минстрой России совместно с Национальным объединением строителей “НОСТРОЙ” создали каталог импортозамещения. В него включено более 1700 импортных материалов, оборудования и ресурсов с подобранными российскими аналогами или из дружественных стран, а также новых марок полимеров, разработанных “СИБУРом”, компанией “Газпром нефтехим Салават” и другими. (Rcc/Химия Украины и мира)