Май – начало активного сезона потребления топлива. Праздник весны и труда (1 мая) и День Победы (9 мая) в совокупности создают достаточно длительные каникулы для многих граждан. Активность на рынке в этот период снижается, количество рабочих дней (равно как и число дней торговли на бирже) уменьшается.
Наряду с увеличением потребления топлива (из-за роста числа и протяженности автомобильных поездок) первая декада мая способствует и росту цен на бирже. Можно сказать, что это “тренировочный период” перед сезоном высокого спроса и индикатор летнего рынка.
Диспропорции оптового рынка. В этом году сильное давление на оптовые цены создал увеличившийся в апреле экспорт, а также заявления Министерства финансов об очередном пересмотре параметров демпфера. Данный пересмотр необходим для пополнения бюджета, но он влечет снижение выплат нефтяным компаниям, которые попытаются компенсировать потери за счет торговли на оптовом биржевом рынке. Выплаты по демпферу снизились более чем в два раза по сравнению с прошлым годом, что создало ажиотаж на бирже.
Сохраняется также дефицит 95-го бензина, поэтому цены на него в мае достигали пиковых значений за всю историю торговли. Исследования участников рынка (Российский топливный союз) показывают, что потребление 92-го и 95-го бензина находится в равных долях, а во многих регионах спрос на 95-й значительно выше, чем на 92-й. Однако совместный приказ ФАС и Минэнерго по обязательному нормативу продаж на бирже регулирует не пропорции реализации 92-го и 95-го, а лишь общее количество бензина. На практике на 92-й приходится две трети оптовых продаж, на 95-й – лишь одна треть, что, исходя из реалий конечного потребления, однозначно ведет к недостатку 95-го и росту цен на него.
Розничный рынок с 2018 г., с момента подписания так называемого “протокола Козака”, находится в тех условиях, которые были согласованы данным документом. То есть розничные цены на топливо не зависят от динамики мировых или оптовых российских цен и не растут в течение года выше, чем на официальный уровень инфляции. Соответственно, любые изменения оптовых цен не касаются потребителей, но остаются фактором влияния на рентабельность функционирования нефтебаз и автозаправочных станций.
Топливо остается доступным. Цена нефти в мае 2023 г. ушла из интервала выше $80 за баррель и находилась в боковом понижательном тренде, то есть была ниже $80. Интервал колебания котировок находился в пределах $72-78 за баррель и сохранил тенденцию к понижению. Одной из причин этого стало решение руководства США осуществить интервенции сырья из стратегического нефтяного резерва, не дожидаясь ранее озвученного порога цены в $70 за баррель.
Стоимость нефти, выраженная в рублях, показала несколько иную динамику в связи с изменениями курса национальной валюты. Сначала снизившись до 5600 руб., она затем достаточно резко увеличилась до 6200 руб. (в связи с ослаблением курса рубля), а третью декаду провела в боковом тренде .
Стоимость топлива (и бензина, и дизеля) на европейских рынках в рублевом эквиваленте уменьшилась на 10 руб. на литр в связи с изменением курса рубля. По сравнению с предыдущим месяцем произошла небольшая коррекция вниз и в евро. Однако топливо в Европе остается дороже в 2-2,5 раза, чем в России.
Из-за ограничений на перемещение грузового транспорта (и вообще фактически закрытых границ) заметно увеличились затраты на топливо в европейских государствах, граничащих с Россией и Беларусью, что сказывается на общем уровне обеспеченности европейского населения горючим.
Во многих регионах России были проведены проверки, касающиеся динамики роста стоимости топлива. В результате в мае был выявлен слабый, даже ниже инфляции, рост розничных цен на автомобильные бензины, а стоимость дизельного топлива практически не изменилась.
В целом розничные цены повторяют динамику прошлого года, когда в реальном исчислении (с учетом инфляции) стоимость топлива для населения снизилась. Учитывая расширение использования метана, а также относительно низкую стоимость пропана и бутана, можно констатировать, что доступность топлива находится на уровне прошлого года. То есть расходы граждан и бизнеса на бензин и дизель не увеличиваются. Это обеспечивает значительный стимулирующий эффект для бизнеса.
Динамика изменений среднеевропейских и российских розничных цен на нефтепродукты продолжает указывать на преимущества российской экономики. При текущих уровнях цен на нефть розница в России более стабильна и гарантирует конкурентные преимущества.
Стоимость топлива в соседних с Россией государствах Европы выше почти на 100 руб. за литр, чем в РФ.
Региональная специфика. Однако единый подход к формированию цены не означает единой стоимости топлива на всей территории России. В зависимости от насыщенности нефтеперерабатывающими заводами, расстояний от НПЗ до потребителей, наличия железнодорожной инфраструктуры стоимость топлива в разных регионах значительно отличается. Сравнение по основным бензинам (АИ-95 и АИ-92), а также дизельному топливу по федеральным округам России показывает следующую картину.
Стоимость бензина АИ-95 в Южном и Дальневосточном федеральных округах значительно выше, чем в остальных регионах страны. Если цена топлива в ДФО всегда определяется высокой стоимостью доставки, то в ЮФО, скорее всего, при наличии большого количества транспортных средств на альтернативном топливе (СУГ, метан) бензин АИ-95 остается более премиальным и менее востребованным. Как отмечалось ранее, структурный дефицит продаж на оптовом рынке подстегивает рост цен на АИ-95 по сравнению с АИ-92.
По бензину АИ-92 картина несколько иная. С одной стороны, в последние годы в связи с обновлением автомобильного парка происходит рост потребления марки АИ-95, тогда как доля потребления АИ-92 снижается.
Также на рынке появились премиальные марки бензинов АИ-98 и АИ-100, которые также забирают долю у 92-го бензина, однако почти половина потребляемого автобензина в стране приходится именно на АИ-92. Поэтому самый “народный” бензин почти везде стоит одинаково за исключением ДФО, где в его стоимость включаются высокие транспортные расходы. Однако в южных регионах значительную долю 92-го замещают СУГи.
Дизель является основным топливом для коммерческих перевозок. Его стоимость растет по мере продвижения на восток и из-за транспортных издержек, и по причине более длительного зимнего сезона. Зимнее дизельное топливо в восточных регионах страны используется дольше, поскольку для Сибири и Дальнего Востока характерны низкие температуры в весенний и осенний периоды.
Итак, май стандартно показал положительную динамику оптовых цен из-за роста потребления топлива. С учетом растущего использования метана и СУГ, активного внедрения электротранспорта сезонная динамика в среднесрочной перспективе сгладится.
Однако пока сезонное повышение остается действующим фактором. Если изменения фискальной политики не будут столь частыми, а графики ремонта НПЗ станут открытой информацией, то, вероятно, за счет срочного рынка возможно будет сгладить и рост, и падение оптового сегмента. Однако пока регуляторы не уделяют этому достаточного внимания. (Rcc/Химия Украины и мира)