Рынок бензина России не испытывает дефицита – производство увеличивается, экспорт продолжает снижаться, а биржевые продажи топлива растут, заявил заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Роман Кабаков.
Последние несколько месяцев на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) наблюдался не только рост продаж бензина, но и рост его стоимости на фоне планов правительства снизить компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на внутреннем рынке.
15 июня оптовые цены АИ-95 достигли исторического максимума в европейской части России в 67,385 тыс. руб./т. Затем они несколько дней снижались, упав до 65,538 тыс. руб., а 21 июня цены вновь вернулись к росту.
“У меня нет такой полной информации о рынке бензина, как у Минэнерго, – о запасах в госрезерве и т. д. Но у нас существует самый лучший индикатор состояния рынка – биржевая цена, – сказал управляющий партнер компании “Петролеум Трейдинг” (крупнейший частный топливный трейдер в России) Максим Дьяченко. – Да, на заправках сейчас нет очередей. Но если цена на бензин галопирующе растет на бирже, то, наверное, это говорит о том, что рынок все же испытает ограничение продукта”.
По словам Кабакова, со второй половины июня производство бензина выросло на 10%, достигнув около 120 тыс. т в сутки. Этому способствовало завершение плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
“На ряде крупных НПЗ уже завершены ремонты, в частности на Пермском, Ярославском, Хабаровском, Уфимском и Новоуфимском”, – указал чиновник. Минэнерго фиксирует ежегодный рост спроса на 95-й бензин и оперативно на это реагирует: “Производство 95-го увеличивается. На данный момент его производится порядка 47% от общего объема бензинов”.
При этом нефтяные компании с апреля 2022 г. снижают экспорт бензина, утверждает Кабаков: “Нефтяные компании и сейчас продолжают снижать экспорт. Так, за июнь экспорт бензина уже на 30% ниже по сравнению с маем”.
Но, по данным “Коммерсанта”, за январь-май 2023 г. российские нефтяные компании увеличили экспорт бензина на 37%, до 2,5 млн. т по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. И только за 1-6 июня среднесуточный экспорт бензина упал вдвое к июню 2022 г., до 2,8 тыс. т.
В конце мая агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что для предотвращения дефицита правительство рассматривает возможность введения запрета на экспорт и увеличения объемов обязательной продажи бензина на товарной бирже.
После этого министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что власти не рассматривают вопрос о запрете экспорта, но не исключил ограничений на его вывоз на фоне роста стоимости топлива на внутреннем рынке. “Мы продолжим рекомендовать компаниям придерживаться данной политики сокращения экспорта. Чтобы по максимуму этот нефтепродукт шел на биржу”, – говорит теперь Кабаков.
В мае вице-премьер Александр Новак поручил обеспечить равномерные и регулярные продажи топлива на бирже для того, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка, включая независимые АЗС (заправки, которые не принадлежат крупным нефтяным компаниям, таким как “Роснефть”, ЛУКОЙЛ и “Газпром нефть”).
Кабаков утверждает, что сейчас наблюдается превышение биржевых продаж бензина над нормативами (нефтяники обязаны направлять не менее 12% от своего производства на биржу): “В данный момент на бирже реализуется в среднем около 30 тыс. т бензинов в сутки. Это соответствует около 20% от общего объема производства бензинов”. По его информации, все компании готовы выполнять рекомендации по увеличению биржевых продаж топлива и сокращению экспорта.
22 июня Федеральная антимонопольная служба сообщила, что разработала документы об увеличении нормативов продажи бензина на бирже с 12% до 13% от производства для того, чтобы обеспечить рост объема поставок топлива для удовлетворения внутреннего спроса. В апреле Минэкономразвития предлагало увеличить нормативы сильнее – до 15% от производства. (Rcc/Химия Украины и мира)