Самые мощные сети заправочных станций укрепляют западный вектор импорта горючего из-за растущего напряжения на южном направлении. Об этом сообщили представители сетей.
В первую очередь речь идет об импорте из Польши, владеющей собственными нефтеперерабатывающими заводами и морскими портами. Это направление поставок было первым, которое развивали украинские трейдеры при развитии новой системы нефтепродуктообеспечения вследствие полномасштабного российского вторжения и потери 100% “довоенных” источников поставок нефтепродуктов.
“Как и той весной, польское направление является для нас приоритетным. В течение года мы постоянно были на связи с польскими коллегами и имеем хорошие результаты, которые помогают и пригодятся в случае необходимости в дальнейшем увеличивать объем поставок”, – рассказал председатель группы WOG Андрей Пивоварский.
По его словам, в мае 2022 г. при содействии украинского и польского правительств была создана рабочая группа из представителей польских и украинских компаний для усиления координации процесса поставки горючего. В частности, речь идет об увеличении мощностей перевалки грузов с узкого европейского пути на широкий украинский. “Никто не был готов к резкому увеличению импорта из Польши, система работала с задержками. Сейчас все участники поставок – трейдеры и железнодорожники обеих стран – хорошо скоординированы, нареканий нет”, – говорит топ-менеджер WOG.
По имеющейся информации, в частности, были созданы дополнительные рабочие бригады на пунктах перелива.
Из новых проектов на северном направлении следует отметить коллаборацию WOG с крупнейшим частным нефтетрейдером Польши – холдингом UNIMOT – по поставкам американского дизтоплива. Сам UNIMOT в июле 2023 г. начал оптовую продажу дизтоплива в Украину, импортировав, по оперативным данным, 4 тыс. т ДТ.
В усиленной готовности держит контракты на севере и западе Европы крупнейший украинский игрок – ОККО. В 2022 г. он запомнился реализацией сложного маршрута поставок – из Нидерландов. Была задействована сложная комбинированная логистическая схема, которая включает транспортировку водой из Роттердама в немецкий порт “Шпейр” с последующей загрузкой в железнодорожные цистерны. “Это длинный и дорогостоящий путь, себестоимость горючего высока. После преодоления кризиса 2022 г. мы думали отказаться от этого источника импорта, но решили, что стратегически правильно его сохранить в нашей корзине”, – говорит Юрий Кучабский, вице-президент “Галнефтегаза”.
По его словам, компания оценивает риски на юге и договорилась с поставщиками об увеличении опционов через безопасные порты, в частности, в Констанце. Что касается северного направления, то ОККО не останавливается на поиске новых возможностей. Так, кроме участия в завозе американского дизеля летом ОККО купила шведское дизтопливо.
Третий номер в рейтинге “дизельных” импортеров – UPG – также планирует увеличение поставок с “польского” направления. Как сообщили в компании, осенью планируется завершение инвестпроекта по увеличению мощностей отгрузки нефтепродуктов по железной дороге на терминале в Щецине. Его UPG приобрела летом 2022 г. “Пока мы можем грузить один поезд в день (1800 т). После завершения инвестпроекта мощность вырастет до 4-5 поездов в сутки или до 250 тыс. т в месяц”, – рассказали в компании, отметив, что UPG готова к углублению сотрудничества как с украинскими, так и европейскими компаниями.
Актуальность наращивания поставок нефтепродуктов по суше возникла из-за обстрелов портовой инфраструктуры на юге Украины и попытки российской армии помешать гражданскому судоходству в Черном море. Как отмечает директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн, главным вектором перегруппировки украинского рынка является перенос грузопотоков с юга на север, а именно на польскую границу. По убеждению эксперта, комплекс мер, к которым прибегают украинские трейдеры, позволит обеспечить Украину горючим в полном объеме. (Укррудпром/Химия Украины и мира)