Химия Украины и мира

Украина: Будут ли расти цены на горючее

Летняя волна подорожания горючего поднялась благодаря двум факторам: возврату старых ставок “топливных” налогов и росту мировых цен на нефть и нефтепродукты. До конца августа ситуация стабилизировалась и в дальнейшем будет зависеть исключительно от динамики мировых рынков, на которые влияет множество факторов. Более уверенно можно говорить о том, что дефицита горючего в Украине не будет.

Каникулы закончились. “Топливные” налоги были уменьшены в марте 2022 г. – видимо, в самый трагичный период Большой войны, когда решалась судьба Киева. Это был шаг навстречу потребителям, ведь цена летела вверх из-за бомбардировок нефтебаз и НПЗ и из-за роста мировых цен, достигших 15-летнего максимума в $140. Такая мера помогла убрать из ценообразования 10 грн./л, что поддержало экономику и граждан.

Частично акцизы восстановили осенью 2022 г., возвратив полную ставку на автогаз, половину – на бензины, 70% – на дизтопливо. Тогда же было прописано, что с 1 июля 2023 г. должны вернуться полные ставки.

Июльский возврат полной ставки акцизов и НДС (увеличился с 7% до 20%) вызвал немало дискуссий. Решение непростое, ведь речь идет о росте налоговой нагрузки почти на 11 грн./л на бензин и до 8 грн./л на дизтопливо. Это около 20% от уровня розничных цен, сложившихся на конец июня.

“Надо ли повышать налоги во время войны?” – таким был самый распространенный вопрос.

Цель непопулярного решения – наполнить бюджет, который является единственным источником финансирования сил обороны, потому что западная финпомощь поступает исключительно под невоенные потребности. Как свидетельствуют расчеты, речь идет об увеличении поступлений от горючего на 100 млн. евро в месяц – приблизительно поровну за счет НДС и акциза.

Итак, бюджету нужны средства, это понятно. Но в профессиональных кругах вопрос ставили иначе: получит ли бюджет эти деньги? До 2022 г. на рынке активно использовались различные схемы по уклонению от уплаты налогов, особенно НДС. Потери бюджета от злоупотреблений с НДС в топливной сфере оценивались в 20 млрд. грн., акцизов – 5 млрд. Это и фиктивные соглашения на покупку нефтепродуктов (торговля документами), и неоприходованные наличные средства на АЗС, и нелегальное производство на мини-НПЗ. За этим было смешно и грустно наблюдать: все знали и видели, где эти мини-НПЗ работают и кому принадлежат, но ничего не менялось. Характерно, что большинство этих предприятий успешно функционирует и сегодня, высокие цены на горючее еще и придали им дополнительный стимул.

Вместе с тем уменьшение НДС в марте 2022 г. до 7% похоронило НДС-схемы как класс. “Нам проще заплатить эти 7% и спать спокойно”, – хором комментировали участники рынка.

Опасения рецидива налоговых “оптимизаций” уже имеют вполне реальные подтверждения. В начале августа в Черниговской области была зафиксирована АЗС, продававшая бензин А-95 по 38-39 грн./л, в то время как оптовая стоимость составляла 45 грн./л, а легальные сети пересекли отметку в 50 грн./л. Секрет такого успеха очевиден – с уплатой всех налогов такой ценник невозможен. “Даже в разгар топливного кризиса на этой заправке не было очередей, потому что все знают, какой там продукт”, – комментируют в соцсетях.

В Запорожье зафиксированы случаи выдачи на АЗС “рукописных” чеков.

Есть все признаки, что и герои многочисленных публикаций 2021 г. об “особо крупных размерах” уже занимаются тем же и сегодня. Налоговики во главе с руководителем налогового комитета парламента Даниилом Гетманцевым обещают положить этому конец. Ждем.

Ужас, но не ужас-ужас. В отличие от непонятных масштабов недополученных налогов динамика цен на горючее абсолютно реальна. Половина рынка горючего принадлежит операторам с правильной “налоговой” ориентацией, поэтому они вынуждены включать новые налоги в цены и реагировать на изменения внешней конъюнктуры, давно определяющей повестку дня.

С начала роста 14 июня по состоянию на 29 августа оптовые цены на бензин А-95 повысились на 13 грн./л (с 34,25 до 47,25 грн./л), на дизтопливо – на 13,25 грн./л (с 33,50 до 46,75 грн./л). Динамика цен вполне соответствует факторам, вызвавшим их рост. Так, налоговая нагрузка на бензин увеличилась приблизительно на 11 грн./л, таможенная стоимость за указанный период – на $82/т или на 2,7 грн./л (с НДС). Для дизтоплива налоговая нагрузка повысилась на 7,5 грн./л, таможенная стоимость – на $150/т или 5,5 грн./л.

Изменения на оптовом рынке наиболее показательны, поскольку из-за фактического отсутствия запасов этот рынок оперативно реагирует на изменение конъюнктуры. В свою очередь розничные цены меняются медленнее, причем как на подъеме, так и на падении из-за наличия запасов и не всегда честной конкуренции со стороны “игроков-оптимизаторов”. Имея за счет неуплаты налогов меньшую себестоимость нефтепродукта и слабую привязку к мировым котировкам из-за “внутреннего производства”, периоды роста цен они используют для увеличения реализации.

Следовательно, с начала роста в начале июля розничные цены на бензин прибавили 8,12 грн./л (до 52,91 грн./л), на дизтопливо – 9,16 грн./л (до 52,49 грн./л). Отставание АЗС от опта составляет по бензину А-95 на 29 августа 4,88 грн./л, на ДТ – более 4 грн./л.

Отметим, что на протяжении января-мая 2023 г. спред между оптом и розницей составлял 9,7-9,8 грн./л, сейчас почти вдвое меньше. По большому счету, этот показатель можно принимать как индикатор розничной наценки.

При этом вряд ли существующее отставание розничных цен на 4-5 грн./л в полной мере описывает потенциал для дальнейшего роста. Очевидно, новый ценовой уровень и близость неприятной отметки в 60 грн./л приведут к сокращению наценки АЗС на 2-3 грн./л. Соответственно, вероятный потенциал подорожания розницы составляет не более 2 грн./л. На это также указывает значительное сокращение маржи в небольших сетях АЗС, работающих в августе с минимальной в последние полтора года наценкой.

“За исключением транспортных и эксплуатационных затрат сегодня маржа приближается к нулю”, – говорит представитель небольшой сети АЗС.

Маловероятно, что цены на колонках достигнут 60 грн./л, как многим кажется. О таком уровне можно будет говорить, если мировая цена на нефть приблизится к $90 за баррель.

Запад против Востока. Каким будет влияние новых цен на нефтепродукты на стоимость товаров широкого потребления? Надо напомнить, что цены 50+ грн./л не новы. Год назад стоимость бензина составляла 52 грн./л, дизтоплива – 58 грн./л. Такая стоимость держалась довольно долго, до начала 2023 г. Очевидно, эта стоимость успела интегрироваться в себестоимость всего и вся. Потом топливные цены на большом количестве АЗС упали ниже 40 грн./л. Но снизились ли тарифы на грузовые и пассажирские перевозки, продовольствие? Не заметно. Поэтому новые старые цены на горючее не должны вызвать ощутимого увеличения цен на остальные товары. В любом случае правительству нужно анализировать ценообразование в критических отраслях, поскольку “валить все на бензин” – наша национальная традиция.

Что касается прогнозов на топливном рынке, то это дело неблагодарное. В итоге все упирается в прогнозирование мировых цен на нефть. Там ситуация все меньше зависит от базовых экономических факторов, а больше от позиции таких крупных нефтедобывающих стран, как Саудовская Аравия и Россия. Летный всплеск нефтяных цен с 75 до $85/барр. – следствие сокращения добычи нефти именно этими двумя игроками. Запад, которому повышение “нефтяных” цен невыгодно, ищет пути для увеличения поставок на рынок. В частности, в августе стало известно, что Штаты договорились с Ираном об ослаблении “нефтяных” санкций, что должно увеличить поток нефти из этой страны.

Влияют на ситуацию и антироссийские санкции. В августе цены на российскую нефть уперлись в ценовой потолок $60/барр., мир наблюдает, как это скажется на российском экспорте. Кроме того, успешные атаки ВСУ по порту Новороссийска уменьшили мощный поток нефти и нефтепродуктов оттуда, что опять же является новой переменной для рынка.

В контексте будущего осенне-зимнего периода главным для Украины является даже не цена, а наличие продукта, как показал прошлый год. Благодаря новой системе поставок через западную границу и принципиально новой логистике с высокой долей поставок бензовозами задача наполнения рынка успешно выполняется. Это гарантирует объективное ценообразование при любых изменениях на мировом рынке. (zn.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version