Химия Украины и мира

Украина: Большинство заправочных станций скрывает прибыль и работает с “черным” кэшем – “А-95”

Большинство сетей автозаправочных станций в Украине, управляемых отечественным бизнесом, скрывают прибыли, работают с “черным” кэшем и, соответственно, не платят положенные налоги. Об этом заявил директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн на основании анализа налогов, которые платили украинские заправочные сети во 2 квартале 2023 г., рыночных индикаторов, а также отчетности лидеров этого рынка.

По словам директора “А-95”, он проанализировал крупнейших продавцов, на которых приходится 80% продаж через АЗС.

“Все рыночные индикаторы свидетельствовали о рекордной рентабельности. Если между оптом и розницей в 2021 г. было до 4 грн./л, то последние два года – не менее 8 грн., а зачастую и больше. Следовательно, наценка выросла существенно, то есть и налогов должно быть существенно больше”, – отметил он.

Однако за исключением представительств иностранных компаний и двух сетей, управляемых отечественным бизнесом, в абсолютном большинстве сетей налоговая нагрузка осталась без изменений.

Так, ОККО, Socar, Shell, AMIC, U.GO (НАК) – лидеры рейтинга – показали существенный рост уплаты налогов – в полтора-два раза к 2021 г. “Три из пяти лидеров – представительства иностранных компаний. То есть иностранцы относятся к бюджету и интересам Украины с большим уважением и ответственностью, чем украинский бизнес”, – подчеркнул Куюн.

Например, ОККО с долей рынка 22% заплатила 50% общих выплат налогов на рынке и 82% налога на прибыль. Вместе с WOG эти две сети АЗС, на которые приходят 750 станций, сформировали 90% налога на прибыль предприятий за квартал.

“Итак, остальные – более 6000 АЗС – разделили между собой 10% прибыли этого рынка. Кроме двух сетей все голые и босые”, – резюмировал Куюн.

По его словам, многолетним антилидером налогового рейтинга является сеть АЗС Avantage 7.

“По результатам 2 квартала превзошли сами себя. Государство еще оказалось должно этим бизнесменам и бизнесвуменам. 44 копейки на каждом литре. При этом компания открыла за последний год несколько новых объектов, строит два огромных заправочных комплекса под Житомиром, а это минимум $3 млн.”, – отметил Куюн.

Он также обратил внимание на рейтинг зарплат, которые рассчитал исходя из суммы налога на доходы физических лиц и количество работников. “Как человек может прожить, получая на руки 10 тыс. грн. в месяц? А на 4,5?” Тем не менее, именно столько зарабатывают работники большинства сетей АЗС, если верить официальным отчетам их работодателей”, – подчеркнул он.

“Но отчетность рыночных лидеров показывает, что на самом деле зарплата намного выше. И это понятно, потому что на официальную “минималку” никто не пойдет работать. Значит, есть доплаты кэшем. Представьте, какие мешки с кэшем надо, чтобы доплатить тысячи гривен тысячам работников АЗС”, – добавил он.

В то же время, по словам Куюна, на рынке есть объективные проблемы, которые действительно не дают бизнесу нормально работать и показывать нормальные результаты. В частности это:

– нелегальное топливо, которое производится на мини-НПЗ;

– “фантастический рост” доходности внутренних “производителей” из-за изменения логистики поставок нефтепродуктов и большие премии зарубежных поставщиков. “В сентябре цены на бензин в Avantage 7 и БРСМ ниже себестоимости импортного продукта, привезенного на АЗС. Другие сети, особенно с небольшими продажами, вынуждены думать, как с этим конкурировать, поскольку быть “белым” означает продавать гораздо дороже, а значит остаться без клиентов и со временем просто уйти с рынка. Но вариантов уменьшения себестоимости топлива немного, а точнее один – тоже начинать химичить с налогами. Это воронка, которая в конце концов затянет в себя весь рынок, если ничего не делать”, – отметил эксперт;

– возвращение старых налогов с 1 июля. “Не платили даже низкие налоги, а повышенные не будут платить и подавно”, – подчеркнул Куюн.;

– несистемная работа налоговой. “Среди позитива – они научились собирать оперативную информацию. Теперь надо научиться ею пользоваться. Общение с трейдерами свидетельствует, что диалог с налоговиками есть и он достаточно плотный. Но на сегодня работа сводится к старой практике адресных “рекомендаций” и “планов”, системности нет и приведенная статистика об этом очень ярко свидетельствует”, – подчеркнул эксперт. (Экономическая правда/Химия Украины и мира)

Exit mobile version