Да, он до сих пор продается у нас и может занимать пятую часть рынка.
Около 20% импортируемого дизтоплива имеет российское происхождение, по оценке аналитиков “Нафторынка”. На втором году большой войны с Россией Гостаможня по рекомендации СБУ начала задерживать поставки горючего, которое может быть частично российским. Означает ли это начало масштабных проверок импортеров топлива?
В начале октября таможня задержала в Одесской области около 1000-1400 т дизтоплива для детальной проверки, сообщает на условиях анонимности топ-менеджер Государственной таможенной службы. Он просил не называть его имя и должность из-за чувствительности вопроса. Причина проверок – СБУ подозревает, что импортированное горючее российского происхождения. “Этот объем – около 8% дневных продаж дизеля в Украине”, – говорит директор компании “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн. В денежном выражении это около $1,2 млн.
Такое происходит впервые с начала войны, отмечает руководитель одесской сети VST Дмитрий Веремиев. Среди задержанного горючего партия VST, которую компания планировала продавать в течение двух недель. Сеть отреагировала на действия стражей порядка: сообщила о повышении цены на дизель на 6 грн./л до 60 грн./л. В то же время дизель в закупке в одесском регионе на начало октября стоил 46-47 грн./л, по данным “Нафторынка”.
Говорит ли это о начале масштабных проверок и какое влияние будет иметь на рынок?
Как в Украину попадает российское топливо? Хотя с начала полномасштабной войны импортировать горючее из РФ было нельзя, оно могло попадать в Украину. Вплоть до весны 2023 г. вполне законно можно было ввезти горючее без сертификата происхождения. На практике оно могло быть на 100% российским. 9 мая правительство запретило ввозить в Украину горючее неопределенного происхождения. Однако это не помогло полностью решить проблему.
Майское постановление правительства осталось бессильным против потока смесей российского дизтоплива, попадающих в Украину с сертификатами происхождения Турции и Индии. Турция – одна из стран, в которые поступает больше всего российского дизтоплива.
Какие схемы существуют? Из многих турецких портов выходят танкеры якобы с горючим завода Socar Star. Это нефтеперерабатывающий завод, не принимавший российские нефтепродукты. Этот завод пользуется единственным терминалом. Существует подозрение, что остальные терминалы делают смеси с российским дизелем, а справки о происхождении поддельные, говорит топ-менеджер крупной топливной компании.
Другая схема – танкеры заполнены на треть в начале пути и полностью – в конце. Это означает, что его заполнили до краев на воде, вероятнее всего – российским горючим, добавляет топ-менеджер топливной компании.
Как СБУ начала бороться с российским горючим. В конце сентября Гостаможслужба получила письмо СБУ под грифом “для служебного пользования” с перечнем портов, через которые в Украину завозят смеси с долей российского дизтоплива. В черный список попали 29 портов, большинство турецких, а также болгарских, индийских, ОАЭ, Саудовской Аравии и молдавский порт Джурджулешты. СБУ рекомендовала таможенникам отбирать образцы дизтоплива для проверки и не пропускать партию с таможенной территории, если горючее пришло из одного из этих портов. “Мы предупредили участников рынка”, – рассказывает топ-менеджер Гостаможслужбы.
Однако не все компании получили предупреждение. Кристина Бабляк, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности сети Chipo, узнала перечень проблемных портов из открытых источников. “Мы импортируем горючее по многим направлениям, среди проблемных был только порт Джурджулешты, от которого сразу отказались”, – говорит она.
Могла ли одесская сеть VST перенаправить поставки после сообщений о черном списке портов? Веремиев еще в августе договорился с турецким заводом Socar Star о поставке 2000 т дизтоплива. Часть поставки прошла через порт Джурджулешты и застряла на этапе растаможки 7-8 октября. Первые сообщения о черных списках портов начали появляться в конце сентября. “Времени отреагировать уже не было”, – считает Бабляк из Chipo.
Малые сети сами создали себе проблему, игнорируя предупреждение СБУ, комментирует топ-менеджер крупной топливной компании. Его сеть – одна из семи, консультировавших СБУ при определении проблемных портов и перевалок.
Как это повлияет на рынок. Гостаможня по рекомендации СБУ тщательно проверяет поставки из портов, входящих в черный список: отбирает пробы горючего. Обычно такая проверка длится до двух недель, отмечает Бабляк из Chipo. “Фактически таможня в этот период блокирует частично или полностью работу бизнеса”, – считает она.
Угрожает ли это дефицитом топлива на украинском рынке? Рынок дизтоплива в Украине – это примерно 500000 т в месяц или $5,1 млрд. в год, сообщает Сиренко. Украина импортирует около 20% объема рынка с долей российского дизеля на около $1 млрд. в год, по оценке “Нафторынка” и “Консалтинговой группы А-95”. Проверки не станут причиной дефицита, уверен Куюн. “За несколько недель бизнес адаптируется и найдет другие, менее проблемные источники поставок”, – говорит он.
17 октября Гостаможня официально получит право запрашивать все документы о происхождении товара, поскольку вступят в силу изменения в Таможенный кодекс, закон №3345-IX. На практике таможня уже около месяца это делает, объясняет Бабляк. “Нет никаких проблем показать весь путь, если горючее действительно без примесей российского”, – отмечает она. (forbes.ua/Химия Украины и мира)