Химия Украины и мира

Россия: Нужно ли “заморозить” цены на автозаправках ради политического пиара

Ограничивать рост стоимости бензина и дизельного топлива в России приходится, но просто заставить АЗС “заморозить” цены, как предлагает глава ЛДПР Леонид Слуцкий, – идея, которая несет в себе больше рисков, чем преимуществ.

Идея о госрегулировании цен на бензин и дизельное топливо, неоднократно озвученная на фоне дефицита ГСМ во время осенней уборочной кампании, приобретает вполне конкретные черты. В этот раз отличился председатель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий: он предложил поправки в ФЗ “Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ”, которые предусматривают ввод предельной цены в рознице. Говоря проще, лидер ЛДПР предлагает запретить заправкам поднимать цену выше установленной государством.

Дешевый популизм и “серый” рынок. В текущих реалиях данное предложение выглядит исключительно как политический пиар Слуцкого – привлечь к себе внимание “справедливыми” инициативами.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что Леонид Слуцкий столь эпатажным законопроектом решил напомнить о своем существовании. По мнению эксперта, ограничение роста цен на топливо в стране – идея сама по себе правильная, но методы ее исполнения в виде госрегулирования цен на АЗС в корне не верны. “Если введут фиксированный предельный уровень стоимости бензина и ДТ на заправках, через два дня бензин на них исчезнет. Мы это уже проходили, в СССР продавалось топливо по госрасценкам. В результате на многих заправках ГСМ часто исчезали, но спокойно продавались “из-под полы” по совершенно другим ценам”, – пояснил Журавлев.

То есть в результате лимита цен мы получим официальный дефицит и “серый” рынок, где покупать бензин будет еще дороже и который отрегулировать уже не сможет никто. Но особо рьяных поборников “справедливости” это не смущает.

Забавно, но глава фракции ЛДПР ведет себя примерно как американский президент, с одним лишь отличием, что Байден требует снижения цен у нефтекомпаний (исходного звена в топливной цепочке), а депутат Слуцкий – у АЗС (конечного звена той же цепочки). И как не работает у Байдена, так не сработает и у Слуцкого. Причина тому – болезненная реакция рынка на любые административные вмешательства.

Рынку вредно – имиджу полезно. Конечно, российскую экономику и топливный сегмент в частности сложно назвать на 100% рыночными. В РФ вообще уникальная ситуация: цены на АЗС должны расти в пределах инфляции, а производителям (НПЗ) платят демпфер за то, что они отказываются от экспорта топлива в пользу поставок внутри России. И демпфер, и субсидии, и повышение нормативов биржевых продаж – все это “костыли” в попытке повлиять на поведение игроков на рынке ГСМ.

Но прямое установление цен в рознице ни участники, ни эксперты не рассматривают всерьез. Проблема ведь, очевидно, не в жадности АЗС, цены которых так безапелляционно предлагает ограничить Слуцкий. Тут и затраты производителей и их наголообложение (одни топливные акцизы составляют по разным оценкам от 33% до 70% в стоимости бензина). Кроме того, расходы на транспортировку и хранение – и это вопрос к РЖД, от которого они изящно уходят, перекладывая ответственность на продавцов и покупателей. В конце концов, у АЗС тоже есть свои затраты, а работать в ноль, тем более в убыток, не хочет никто.

В этом хитросплетении интересов и претензий Леонид Слуцкий – заметим, доктор экономических наук – предлагает самое тривиальное, но наверняка вызвавшее восторг у его избирателей решение: просто ограничить цены на АЗС сверху. Действительно, зачем глубоко разбираться в “костылях”, если можно принять простое решение. Вот только проще не значит лучше, да и Слуцкий не Македонский.

Риски “заморозки” существенны – доказано за рубежом. Стоит отметить, что опыт стран, “играющих” в госрегулирование цен топлива, подтверждает огромные риски, связанные с кажущейся простотой такого решения. В Венесуэле контрафактный бензин доступен, но по высокой цене, несмотря на сомнительное качество. В Иране, который может себе позволить низкие цены, процветает контрабанда. В Казахстане регулирование цен привело к такому дефициту СУГ (в стране большинство авто ездит на газе, а не на бензине), что правительство решило “отпустить” отрасль и получило резкий скачок цен и “кровавый январь” 2022 г. с вмешательством ОДКБ.

Во Франции, где правительство “попросило” TotalEnergies ограничить цены на АЗС, условия такой просьбы неизвестны. Можем только предполагать, что обещали власти ведущему энергоконцерну взамен на сдерживание топливной розницы. Но и Францию с Россией сравнивать не стоит, там это мера вынужденная: они импортеры нефти и от конъюнктуры мирового рынка черного золота зависят значительно больше, чем РФ.

А вот в России необходимо разбираться со всей цепочкой производства бензина и дизеля, на каждом этапе привлекая участников рынка, экспертов и регулирующие ведомства. Но это долго и сложно, а повышать лояльность электората Слуцкому надо сейчас. (oilcapital/Химия Украины и мира)

Exit mobile version