Химия Украины и мира

Россия: Модернизация НПЗ – от успехов до ограничений

В 2022 г., когда были введены эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродуктов, объем нефтедобычи (с газовым конденсатом) возрос в РФ на 10,7 млн. т по сравнению с предыдущим годом (на 2%), достигнув 535,2 млн. т. На фоне роста экспорта нефти объем первичной переработки сократился в 2022 г. на 11,0 млн. т (3%) и составил 277,1 млн. т. Но при этом увеличилось производство бензина (на 1,8 млн.т или на 4% до 42,6 млн. т) и дизельного топлива (на 4,8 млн. т или на 6% до 85,1 млн. т).

Такая динамика свидетельствует о том ощутимом результате, который дала модернизация предприятий отрасли. Благодаря ей возросла доля производства высокомаржинальных и качественных нефтепродуктов.

Четыре этапа модернизации. Процесс развития российской нефтепереработки можно разбить на несколько исторических периодов: с 1990 по 1998 г. (после распада СССР и до кризиса 1998 г.); с 1999 по 2010 г. (восстановление экономики и формирование организованного рынка нефти и нефтепродуктов); с 2011 по 2021 г. (период действия программы модернизации НПЗ); с 2022 г. (период санкционного давления, ввода в действие эмбарго и развития перехода на альтернативные виды топлива).

Первый период (с 1990 по 1998 г.) характеризовался неуклонным падением объемов первичной переработки – с 297,5 до 164 млн. т. Такой обвал был связан с общим состоянием российской экономики перед кризисом 1998 г., отсутствием инвестиций в модернизацию отрасли, сокращением добычи, эксплуатационного бурения, дебитов нефтяных скважин. Уровень изношенности фондов в нефтепереработке составил 77% (к 1998 г.). На фоне падения спроса на энергоресурсы, отсутствия платежеспособности, снижения производительности труда, низкой эффективности предприятий нефтегазового комплекса производство автобензина сократилось на 15 млн. т (с 40,9 до 25,9 млн. т), дизельного топлива – на 31 млн. т (с 76,2 до 45,2 млн. т), мазута – на 44,9 млн. т (со 100,2 до 55,3 млн. т).

В течение второго периода (с 1999 по 2010 г.) объем первичной переработки увеличился на 81,4 млн. т – с 168,6 до 250 млн. т. Компании – собственники НПЗ осуществляли их модернизацию в целях повышения качества выпускаемых нефтепродуктов и производства экологически чистых моторных топлив в соответствии с требованиями стран Евросоюза (основных потребителей российского горючего). В результате производство автобензинов увеличилось на 9,5 млн. т (с 26,5 до 36 млн. т), дизтоплива – на 23,2 млн. т (с 46,8 до 70 млн. т), мазута – на 17,4 млн. т (с 52,2 до 69,6 млн. т).

Таким образом, с момента кризиса 1998 г. и до подписания четырехсторонних соглашений в 2011 г. произошли значимые позитивные сдвиги в секторе нефтепереработки.

В течение третьего периода (с 2011 по 2021 г.) собственники НПЗ в основном следовали взятым на себя обязательствам по модернизации, но сроки окончания ряда мощностей сдвинулись вследствие кризиса 2014 г. и секторальных санкций со стороны ЕС и США (из-за которых компании столкнулись с трудностями при закупке импортного оборудования).

В 2015-2016 гг. была сформулирована концепция убыточности экспортно-ориентированных, независимых и мини-НПЗ. Как следствие, началась дискуссия об избыточности перерабатывающих мощностей в стране и об отсутствии необходимости поддерживать модернизацию технологически отсталой нефтепереработки.

Последний крупный НПЗ в России (Антипинский) был введен в эксплуатацию в 2006 г. Кроме того, в 2013 г. вступил в строй комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата ООО “Новатэк – Усть-Луга”, который производит легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию, компоненты судового топлива (мазута) и СУГ.

Анонсированные новые проекты не были реализованы. В частности, высокотехнологичный проект Восточного нефтехимического комплекса мощностью 12 млн. т в год был исключен из инвестиционного плана “Роснефти”, поскольку в действующих налоговых условиях его реализация оказалась нецелесообразной.

Цены на нефтепродукты неизбежно следовали за динамикой цен на нефть на внутреннем рынке. Так, во второй половине 2023 г. рост котировок на мировом рынке, уменьшение дисконтов на российскую смесь Urals, ослабление курса национальной валюты в совокупности с трендом на обнуление таможенной пошлины на нефть привели к скачку цен на нее на внутреннем рынке.

Цены на нефть в августе-сентябре 2023 г. находились в диапазоне от 61 до 64 тыс. руб./т, индекс экспортной альтернативы на бензин составил 115 тыс. руб./т, но благодаря регуляторным мерам оптовые цены снизились с 64 тыс. в августе до 58 тыс. в сентябре. Согласно постановлению правительства РФ от 21.09.2023 №1537 был введен временный запрет на вывоз из страны товарного бензина и дизельного топлива. В результате произошло снижение цен на моторное топливо в оптовом звене.

Постановлением правительства РФ от 23.09.2023 №1564 из-под запрета были выведены судовое топливо, газойли и средние дистилляты. Кроме того, запрет на экспорт дизельного топлива, действовавший с 21 сентября, был частично отменен. Производителям разрешили его доставку в морские порты трубопроводным транспортом при условии, что на внутренний рынок будет направлено не менее половины от общего объема выпуска.

Постановлением правительства РФ от 05.10.2023 №1637 также были внесены изменения в методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти. Данная ставка рассчитывается по формуле СтНП = К * Стнефть + n, где: Стнефть – ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, n – коэффициент, применяемый в отношении товаров, представленных в таблице, К – расчетный коэффициент в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов.

Текущий четвертый этап также подразумевает продолжение исполнения компаниями обязательств по модернизации НПЗ в рамках соглашений с Минэнерго. Данные соглашения предусматривают предоставление инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье на период до 1 января 2031 г. для строительства новых производственных мощностей глубокой переработки (в соответствии с постановлением правительства от 19.02.2021 №219). В рамках упомянутых соглашений запланированы ввод и реконструкция 30 технологических установок вторичной переработки нефти, что может позволить увеличить производство автомобильного бензина на 3,6 млн. т в год, дизельного топлива – на 25 млн. т в год.

Вернуть переработке стимулы. Безусловно, для дальнейшей модернизации нефтепереработки нужны благоприятные рыночные и налоговые условия. Имеются ли они на данный момент?

Еще в начале 2023 г. цены на оптовые партии нефтепродуктов находились на приемлемом для потребителей уровне. Так, оптовая цена бензина АИ-92 класса 5 составила в январе 36,8 тыс. руб./т, а по итогам августа она достигла 64,1 тыс. руб.

В постановлении №1637 был также расширен перечень действующих свидетельств, выданных на срок до 1 января 2023 г., представляемых при таможенном декларировании нефтепродуктов для применения коэффициента “n” в размере 0 руб./т.

Для предприятий, не имеющих таких свидетельств, предусмотрено увеличение размера коэффициента “n” в отношении нефтепродуктов с 20 до 50 тыс. руб./т.

Таким образом, указанным постановлением НПЗ мощностью переработки менее 1 млн. т в год оказались выведенными за периметр государственной поддержки и будут вынуждены либо приостановить деятельность до снятия вышеуказанных ограничений, либо обеспечивать поставки на внутренний рынок, акцептуя убытки за счет диспаритета цен на нефть и нефтепродукты, либо увеличить число посредников при реализации собственной продукции на экспорт.

В настоящее время увеличилась доля экспорта бензиновых и дизельных фракций, снизился объем использования модернизированных мощностей нефтепереработки, некоторые крупные заводы проводят профилактические ремонтные работы, ряд мини-НПЗ приостановил свою деятельность.

Кроме того, рассматриваются изменения в закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ”. Предполагается, что в случае принятия новый закон должен вступить в силу с 1 января 2024 г. Данным законопроектом предлагается закрепить на федеральном уровне предельно допустимую стоимость бензина и ДТ на автозаправочных станциях.

Иными словами, сегодня на государственном уровне производится активное регулирование цен в сегментах оптовой и розничной торговли нефтепродуктами.

Но не регулируются внутренние цены на нефть, которые оказывают ключевое влияние на маржинальность и эффективность деятельности НПЗ. С учетом установленных предельных уровней цен на бензин, дизтопливо и авиакеросин предлагается ввести также предельные уровни цен на нефть сорта Urals с ежегодной индексацией на условиях “инфляция минус”, что позволит обеспечить маржинальность нефтеперерабатывающих заводов. Именно регулирование цен на нефть на внутреннем рынке, а также рост таможенной пошлины на нефть является фактором естественного снижения цен на моторное топливо.

В сложившейся ситуации для поддержки российской нефтеперерабатывающей отрасли необходимо сократить поставки нефти на экспорт. Это позволило бы повысить значимость российских нефтепродуктов на мировом рынке и получить добавленную стоимость от их реализации.

Профицит мощностей по нефтепереработке является мировым трендом, но “коридор возможностей” для замены части ресурсного экспорта на продукты нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью может быть открыт для России именно в текущий период. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version