В Европе из-за возросших затрат и азиатского демпинга назревает кризис в сегменте ПЭТФ. А в России нефтехимическая отрасль и переработчики полимеров обсуждают новые регуляторные меры: проект приказа о продаже продукции нефтехима на бирже и ставки экосбора в рамках РОП.
Проблемы ПЭТФ в Европе. Общемировой спад в нефтехимической отрасли на отдельных рынках чувствуется острее. Так, в ЕС наметился локальный кризис в сегменте полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Еще в октябре ассоциация Plastics Recycling Europe (PRE) обращала внимание на проблемы вторичных полимеров и в особенности ПЭТФ. Падение цен на вторичное сырье, высокие цены на энергоносители, рост инфляции и сложная макроэкономическая ситуация во всем мире оказали пагубное воздействие на рынок полимерного вторсырья. Особенно высоко давление оказалось со стороны импортного первичного ПЭТФ, продаваемого гораздо дешевле европейской продукции (как первичного, так и вторичного полиэтилентерефталата).
Последствия этих скрытых тенденций отражаются непосредственно на предприятиях. Один из производителей, имеющих заводы в ЕС, JBF Global, в сентябре на неопределенный период времени остановил завод по производству ПЭТФ в Лаакдале (Бельгия). По заявлению компании, это было сделано из-за неустойчивых рыночных условий, вызванных большим объемом импорта в Европу из Азии. А в ноябре компания сообщила о планах временно закрыть второе производство ПЭТФ в Геле (Бельгия). При этом в европейских профильных медиа появились сообщения о серьезных проблемах у компании и предстоящем распаде группы. По крайней мере, речь может идти о полном закрытии европейских подразделений и отделении производств в Бахрейне, Индии и Объединенных Арабских Эмиратах.
На фоне этих новостей Ineos Aromatics сообщила, что не будет возобновлять работу одной из двух установок по производству сырья для ПЭТФ – очищенной терефталевой кислоты на своем предприятии в том же Геле. Ее работа была остановлена в 2022 г., но компания рассчитывала на пуск в середине 2023 г. Однако теперь хочет законсервировать установку. В качестве причин Ineos отмечает те же, что и PRE: рост затрат на энергию, сырье и рабочую силу делает европейское производство все более неконкурентоспособным по сравнению с продукцией из Азии, в том числе локализованными там производствами европейских компаний.
Много шума из биржевых продаж. А в России неожиданно много шума в СМИ наделал приказ об обязательной продаже продуктов нефтехимии на бирже. Парадокс заключается в том, что с этим приказом ничего существенно нового не произошло.
Сама идея обязательных продаж нефтехимической продукции ходит по различным инстанциям уже не один год. В начале этого года даже начались проработки нормативов. А в сентябре Федеральная антимонопольная служба России и Минэнерго РФ подготовили проект совместного приказа о выводе на биржу ряда нефтегазохимических товаров. В список вошли, в частности, ортоксилол нефтяной, толуол нефтяной, стирол, фенол. ФАС предложила обязать производителей химической продукции (в том числе компании, которые не занимают доминирующего положения) продавать на бирже 10% от объема продаж на внутреннем рынке.
Далее проект приказа в течение двух месяцев проходил все обязательные процедуры согласования и к концу ноября закономерно вышел на финальный этап. Он не был принят и издан, в нем не появилось никаких существенных изменений в сравнении с версией, появившейся в сентябре, и отрасль не просто изучила его, но и осмыслила степень его влияния на рынок. Тем не менее, для некоторых СМИ его дальнейшее продвижение на портале проектов нормативных актов стало новостью.
Что касается текста, то он выглядит достаточно взвешенным и глубоко проработанным. Так, минимальный объем продукции для реализации на бирже рассчитывается не от объема производства, а от объема продаж. Причем, в качестве базы берется среднее арифметическое за три предыдущих года. Такой подход нивелирует влияние остановов на плановый ремонт, инцидентов, рыночных перекосов и сезонности, которые в моменте серьезно отражаются на объемах производства. В приказе учтены и различные способы транспортировки товаров (как железнодорожный, так и автомобильный транспорт). Это позволяет обеспечить прямой доступ к товару всех категорий покупателей с разными инфраструктурными возможностями.
А вот что действительно вызывает опасение у компаний в отрасли, так это механизм определения цены. Продавец должен предложить на торгах цену, которая будет в диапазоне от 5% до 10% от стартовой цены биржевого товара, установленной для первой торговой сессии текущего месяца. Фактически это означает достаточно жесткое регулирование цен без учета реальной рыночной конъюнктуры. Насколько жизнеспособным и адекватным рынку будет подобный механизм, покажет только практика.
РОП на финишной прямой, но есть вопросы к ставкам. Еще одна чувствительная для отрасли тема – внедрение нового механизма расширенной ответственности производителей (РОП). До вступления его в силу остаются считанные недели. RUPEC ранее подробно разбирал все те доработки, которые было необходимо сделать до нового года.
И организаторы планомерно идут по аналогичному чек-листу, дошлифовывая разработанную систему. Так, Российский экологический оператор (РЭО) ввел в эксплуатацию федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), отсутствие которой вызывало много опасений.
Разработаны и новые ставки экосборов. Однако вопросы отрасли к этому пункту так и не были сняты разработчиками реформы. В ноябре Союз переработчиков пластмасс направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с критикой проекта постановления правительства о базовых ставках экологического сбора за товары и упаковку. В СПП указывают, что до сих пор неясно, кто является объектом регулирования. Им могут стать как производители изделий из полимеров, так и их клиенты – производители комбинированных упаковочных материалов и далее производители непосредственно упаковки (как правило, пищевые предприятия). Вопросы у переработчиков пластмасс вызывает и то, каким образом определены базовые ставки для картона и бумаги, если в тексте проекта отсутствуют затраты на утилизацию данных изделий. Сомневаются компании и в верности расчета операционных и капитальных затрат на обработку и утилизацию отходов, которые одинаковы практически для всех изделий и материалов. В СПП подчеркивают, что экосбор будет взиматься со всех отходов, хотя только часть из них идет на переработку, остальное – на полигонное захоронение. В конечном счете, считают в союзе, внедрение ставок экосбора в таком виде серьезно ударит по отрасли переработки полимеров и по производителям упаковки.
Однако в Минприроды не видят в указанных недоработках проблем и считают, что ставки не повышались с 2016 г. и у компаний было время создать собственные мощности по утилизации, что освободило бы их от уплаты экосбора. Поспешил возразить СПП и РЭО. “В рамках РОП рост цен на товар колеблется в пределах 1 рубля, такое повышение незаметно для обычных покупателей”, – считает глава оператора Денис Буцаев. Он также отметил, что ставки начнут действовать в 2025 г.
В Европе идут аналогичные процессы. Буквально на днях последний проект Регламента об упаковке и упаковочных отходах (PPWR) прошел пленарное голосование в парламенте ЕС. Там также вызывает много вопросов давление на полимеры и перекос в сторону бумажной и картонной упаковки, которая фактически во многих случаях является многослойной и не перерабатываемой, но позиционируется как экологичная. (rupec/Химия Украины и мира)