Химия Украины и мира

Россия: Государство пересматривает политику в регулировании экспорта удобрений и импорта шин

“Росхим” расширил активы под своим управлением за счет национализированных ранее предприятий. Правительство, со своей стороны, ищет пути непрямого регулирования провального шинного рынка, а также тонкой настройки контроля экспорта удобрений

“Росхим” собирает судебные “трофеи” Генпрокуратуры. В начале 2024 года сразу несколько громких новостей появилось вокруг холдинга “Росхим”. На этот раз под его контроль перешли активы с громким судебным бэкграундом.

30 января в управление “Росхиму” был передан завод “Волжский оргсинтез” в Волгоградской области. В июле прошлого года Генпрокуратура потребовала изъятия акций предприятия у собственника, ссылаясь на то, что, по ее мнению, приватизация активов в 1990-е годы была проведена незаконно. В августе 2023 года Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил иск Генпрокуратуры. В сентябре единственным владельцем “Волжского оргсинтеза” стало Росимущество.

5 февраля “Росхим” официально сообщил, что под его управление перешла компания “Метафракс Кемикалс”, вокруг которой ранее развернулся еще один громкий судебный процесс. Генпрокуратура через суд оспорила итоги приватизации предприятия, которая, по мнению ведомства, была проведена незаконно. В частности, предприятие “Метафракс Кемикалс” выпускает метанол, который является сильнодействующим ядом, а потому его приватизация в 90-е годы была запрещена, сам процесс приватизации был нарушен, считало ведомство. В сентябре суд принял решение в пользу Генпрокуратуры. В октябре акции “Метафракса” были также переданы “Росимуществу”.

О том, что активы “Метафракса” могут уйти “Росхиму”, подозрения появились в ноябре прошлого года, когда “Метафракс Кемикалс” возглавил Альберт Худайбирдин. До 2022 года Худайбирдин топ-менеджерских должностей не занимал, а работал в “Башкирской содовой компании” (БСК). БСК в 2022 году вошла в состав компании “Росхим” (на момент вхождения – “Русский водород”), ее топ-менеджмент занял ключевые посты в новой структуре. В августе 2022 года Худайбирдин стал генеральным директором на предприятии “Кучуксульфат”, акции которого в марте 2022 года Арбитражный суд Алтайского края изъял в федеральную собственность по иску Генпрокуратуры. А в конце октября 100% акций “Кучуксульфата” прибрела компания “Росхим”. После этого Альберт Худайбирдин перешел в “Метафракс Кемикалс”.

В начале февраля “Росхим” закончил реструктуризацию своих активов в Стерлитамаке. Акционерное общество “Синтез-Каучук” было присоединено к акционерному обществу “Стерлитамакский нефтехимический завод”. Предприятия расположены по соседству, давно перешли под контроль “Росхима” и фактически управлялись одной администрацией. В феврале создание единой структуры было юридически завершено.

Как и предполагалось ранее, расширение “Росхима” продолжается при активном госучастии.

Экспортерам удобрений добавят воздуха. Еще одно направление государственного влияния на рынок – контроль внешнеторговых потоков – также остается заметным в информационном поле. На минувшей неделе появился проект постановления правительства РФ, разработанный Министерством промышленности и торговли, о новых правилах выдачи лицензий на экспорт удобрений за рубеж вместо действующих экспортных квот. Это решение должно снизить бюрократическую нагрузку на экспортеров и минимизировать ограничения на внешнюю торговлю.

Всю вторую половину прошлого года госорганы искали механизмы пополнения бюджета за счет недополученных доходов от внешней торговли удобрениями по низким ценам: смена принципов расчета экспортных пошлин, введение дополнительных экспортных пошлин с максимальной ставкой именно для удобрений, введение “налога на сверхприбыль”. Естественно такие меры не могли стимулировать внешнюю торговлю. В результате в ноябре 2023 года стало известно, что экспорт удобрений, мягко говоря, не дотягивает до значений 2021 года. Не особо яркими оказались и итоги прошлого года по производству. Относительно 2022 года рост был 10,3%, но только за счет низкой базы. Увеличение произошло за счет частичного восстановления выпуска калийных удобрений, производство которых провалилось в 2022 году.

При этом надо учитывать, что в 2023 году поменялись потоки экспорта удобрений: 75% внешних поставок пришлись на Азию и Африку. Да, в этих направлениях число потребителей большое, но их покупательная способность не так велика, как в Европе, что тоже негативно сказывается на экспорте. Кроме того, здесь российские производители сталкиваются с жесткой конкуренцией. Видимо, все это заставило госорганы начать пересматривать меры по регулированию экспорта удобрений в сторону некоторого послабления.

Импорт шин ограничат? Государство усиливает меры регулирования внешней торговли и с помощью непрямых механизмов. В частности, интересно разворачивается ситуация на шинном рынке. Еще в январе появилась информация о том, что Минприроды предложило провести в России с 1 июня 2024 года по 31 декабря 2026 года эксперимент по авансированию экологического сбора импортерами шин. На минувшей неделе появился и сам законопроект, в который, кроме шин вошла упаковка для стиральных машин, но скорректировали сроки – с 1 сентября 2024 года по 1 сентября 2025 года.

С одной стороны, речь идет о введении все того же механизма расширенной ответственности производителей (РОП) – экологической меры. С другой стороны, почему именно шины, когда есть куда более перспективная для этого продукция: вся бытовая техника, одежда, продовольственные товары и т. д.?

В действительности такой проект может быть интересен не только с экологической стороны, но и с точки зрения политики протекционизма. Введение экосборов по новой схеме явно усложнит импорт шин, который в 2023 году набрал серьезные обороты. Так, продажи шин для всех видов автотехники в России в 2023 году выросли на 15% относительно 2022 и достигли 55 млн. штук. При этом их производство снизилось на 10% до 38 млн. штук. То есть рост продаж был полностью обеспечен импортом. Зарубежные, в первую очередь китайские компании, воспользовались простоем российских (бывших локализованных) производств на время смены собственников и стали захватывать рынок РФ. В этой ситуации российские производители для восстановления явно ждут поддержки от государства. (rupec/Химия Украины и мира)

Exit mobile version