Транспортный кризис на польской границе в ноябре 2023 года стал важным фактором изменений на рынке нефтепродуктов. В наибольшей степени протесты европейских партнеров повлияли на рынок автогаза, когда на некоторых заправках газ исчез из продажи. Впрочем, импортеры достойно отреагировали на новый вызов, перестроив логистику. Насколько участники топливного рынка готовы в этот раз, когда протесты обещают быть еще более масштабными?
Дизель – заблокируй, не заблокируй… В ноябре 2023 года потребители дизтоплива и бензинов почти не заметили эффекта польских забастовок. В среднем по году через польскую границу в Украину заходили на автотранспорте 21% от общего объема бензинов (около 20 тыс. тонн в месяц) и 15% дизельного топлива (77 тыс. тонн). Эти объемы были переброшены на другие границы или на железную дорогу. Удержать цены от роста помогли сформированные запасы, которые страна активно потребляла, пока налаживались новые каналы поставок.
За непродолжительное время, пока поляки планировали новую блокаду, рынок восстановил запасы (на фоне низкого сезонного спроса) и теперь готов к новым испытаниям.
“Ожидаемый рост цен целиком и полностью связан с ростом цен в Европе, влияния блокирования границы здесь нет”, – говорит представитель компании, импортирующей львиную долю ДТ именно через западную границу.
В первой половине февраля стоимость ДТ в Европе в среднем выросла на $70/т, что эквивалентно 2,7 грн./л.
Спокойны трейдеры и на юге. “С учетом того, что сейчас в Украине цены на дизтопливо часто ниже текущих европейских котировок, думаю, в ближайшее время блокирование не скажется на рынке. Сдерживающий эффект имеют остатки топлива и поставки с дунайских базисов”, – отметил генеральный директор компании “УНТК” Алексей Дронников.
По мнению украинских трейдеров, остановка перерабатывающих заводов на юге также не повлияет на темпы поставок через южную границу. Речь идет о плановых ремонтах в марте румынского завода Rompetrol и сербского NIS.
LPG дорог, но без дефицита. Импорт сжиженного газа более чувствительный к ситуации на польской границе. В 2023 году в среднем 30% импорта заезжало через польские автомобильные пограничные переходы. И если транспорта, который может ездить в Европу за дизтопливом или бензином, в Украине с излишком, то газовозов в разы меньше. Именно поэтому протесты фермеров привели к частичной дестабилизации рынка и взлету цен.
Но благодаря переориентации на южные источники и железнодорожные поставки с запада за месяц было восстановлено стабильное обеспечение. По данным Консалтинговой группы “А-95”, во время осенней забастовки доля железнодорожных партий газа из Польши и стран Балтии выросла по сравнению с сентябрем вдвое до 22%, а доля импорта LPG из Румынии увеличилась с 35% до 51%.
Аналогичные процессы уже запущены снова. К счастью, менее чем за месяц после полного разблокирования границы железнодорожные рельсы еще теплые. “Железнодорожного ресурса хватает, мы в состоянии нарастить поставки втрое за месяц”, – говорит один из трейдеров газа.
Впрочем, переориентация на вагоны займет немало времени. “Сейчас ресурс приходится ждать около двух недель. Две трети времени занимает подача пустых вагонов. Наши говорят, что поляки долго принимают, поляки – что наши долго не подают”, – рассказал один из поставщиков, указав, что это стандартная история, длящаяся уже два года.
К угрозам польских фермеров блокировать и железнодорожные терминалы трейдеры нефтепродуктов относятся максимально скептически. “Железная дорога – это стратегически важный объект. Скопление вагонов на ней приведет к серьезным последствиям как для самой Польши, так и для Украины”, – заметили в одной из топливных компаний. По словам импортеров, сейчас нет никаких признаков подготовки к блокированию железных дорог.
Еще один фактор, который облегчит наполнение рынка, – сверхнизкий спрос в стране. “Стандартное сезонное падение продаж в рознице – 15%, а в зимнем сезоне 2023-2024 годов у некоторых сетей уже 40%”, – описывает масштаб спада потребления руководитель трейдинговой компании из Киева.
Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений, что трансформация логистики приведет к повышению цен. Первые сдвиги уже зафиксированы. На аукционе “Украинской энергетической биржи”, основном ценовом бенчмарке автогаза в Украине, 14 февраля средняя стоимость газа выросла на 9% до 42023 грн./т. Трейдеры в собственных прайсах уже светят 44000-44500 грн./т и прогнозируют, что стоимость газа внутреннего производства достигнет такого уровня на ближайшем аукционе.
“Цены вырастут, это факт. Но не до 60 тыс. грн., как осенью 2023 года. А что касается дефицита, то в течение трех недель его точно не будет. Разве что искусственный”, – прокомментировали в одной из крупных топливных компаний. В компании “Надежда” тоже считают, что блокирование приведет к росту цен, но никак не к дефициту газа на рынке.
По подсчетам трейдеров, переориентация выкупленных объемов по подписанным ранее контрактам влетит в копеечку. Переезд газовоза из Ягодина в Порубне или Вишне Немецке обойдется где-то в $130/т (5000 грн./т) или 2,7 грн./л. Можно прогнозировать, что до конца февраля подорожание логистики скажется на стелах АЗС. Такое повышение автоматически сделает более выгодными железнодорожные поставки, о которых шла речь выше. Кроме того, рост цены очевидно расконсервирует ресурс ряда трейдеров, который лежит в ожидании лучших времен с декабря 2023 года. Тогда операторы так активно взялись за преодоление осеннего кризиса, что привезли рекордные объемы газа. Из-за низких объемов импорта в январе-феврале рынок “подъел” запасы, но ресурса все еще достаточно.
Дешевый, но дорогой газ. Будущая динамика роста цен автогаза значительная, но масштабной она выглядит из-за низкой базы сравнения. Так, стоимость автогаза на аукционах в декабре 2023-го из-за мощного перелива рынка обвалилась до 36 тыс. грн./т. Это было почти на 20% ниже импортного паритета. Но по мере наполнения сжиженный газ украинских производителей в цене не увеличивался. Достичь ценовой тождественности с импортным ресурсом в январе помешало очередное нашествие подозрительно дешевого газа из Польши и стран Балтии.
Напомним, что благодаря документарным манипуляциям в Польше, Литве и Латвии российский газ активно заполнил украинский рынок в 2023 году. Ситуацию удалось подавить только в октябре прошлого года, когда Энергетическая таможня начала требовать подтверждение всей транспортной цепи от производителя нефтепродукта до украинской границы. Но компании, получающие ежемесячно десятки тысяч тонн газа из России в Польше и Латвии, нашли новый путь: смешивают российский газ, называя это производством. И хотя указанные процессы никоим образом не подпадают под определение производства, продукт при молчаливом согласии польских контролирующих органов получает “европейский” паспорт. Украинской таможне остается только пожимать плечами.
В первой половине февраля 2024-го доля газа, поступающего в Украину с европейским паспортом с польских терминалов – получателей российского ресурса, уже составила 41% от общего объема импорта. Закрывать глаза украинских трейдеров заставляет очень приятная цена. Выгода российского газа относительно действительно европейского – в среднем $150/т или 3,7 грн./л.
К сожалению, приходится констатировать, что снижение цен на автогаз в начале 2024 года до 25 грн./л и ниже – это эффект от перехода рынка на российский ресурс. Именно поэтому эффект очередной польской блокады будет таким ощутимым.
По нашим данным, некоторые процессы по противодействию новым лазейкам польских предпринимателей уже начались, но пока не приобрели конкретных очертаний.
Между тем нынешнее совпадение факторов можно эффективно использовать для борьбы с этим позором.
“Сейчас идеальная ситуация по регулированию рынка LPG: низкий сезон, российские бленды еще не успели полностью заполнить рынок, цена вырастет до уровня текущего импортного паритета и откроет нероссийские источники поставок. Поэтому исчезновения российского газа с украинского рынка никто не заметит. И все это без угрозы дефицита в стране”, – отмечает трейдер.
Следовательно, угрозы дефицита какого-либо вида моторного топлива нет. Это следствие построения рынком при поддержке правительства новой диверсифицированной системы импорта нефтепродуктов. Неожиданные польские забастовки стали еще одним экзаменом, который украинцы пока неплохо сдают. Вместе с тем необходимость объезжать польский участок границы будет давить на цену бензина и дизтоплива и уже толкает вверх ценник на автогаз. Но, как показывает опыт 2022 года, цена – не главное. (Эксперт “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн, zn.ua/Химия Украины и мира)