Химия Украины и мира

Россия: Зачем нужен запрет экспорта бензина

Почему правительство РФ вновь вводит временный запрет на экспорт бензина – из-за ситуации на внутреннем рынке РФ?

В российских СМИ горячо обсуждается тема временного запрета экспорта бензина, который, если верить неназваным источникам, поддержал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Ограничение, по слухам, совпадает по времени с сезонным ростом спроса. Оно начнет действовать с 1 марта и продлится 6 месяцев. Также в ряде СМИ говорится о том, что вводится и увеличенный норматив продаж дизеля на бирже – до 16%.

Хватит бензина россиянам или нет? Важно отметить, что сигналы для топливного рынка, особенно в отношении бензина, в первые месяцы этого года поступают самые разные.

С одной стороны, цена АИ-92 и АИ-95 на бирже растет с 10 января, именно тогда появились первые сообщения о поломке одной из установок на нефтеперерабатывающем заводе “ЛУКОЙЛа” НОРСИ. В Минэнерго тогда заявили, что из-за внепланового ремонта установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ произошло снижение производства автомобильных бензинов.

С другой стороны, вице-премьер РФ Александр Новак в конце января сообщил, что ситуация на внутреннем рынке с обеспечением бензинами стабильная, причем даже несмотря на проблемы у нижегородского завода, и что увеличение стоимости в оптовом сегменте не несет серьезных рисков.

Однако уже через месяц вице-премьер обратился к председателю правительства с предложением ввести временный запрет на экспорт бензина. Главный аргумент для такой инициативы – на внутреннем рынке России вскоре начнется повышенный спрос на бензин из-за весенних полевых работ, а также планового ремонта ряда НПЗ.

Параллельно с этим 20 февраля от министра энергетики Николая Шульгинова прозвучали почти противоположные тезисы. По его словам, рынок нефтепродуктов в РФ сбалансирован. “В целом с начала года производство бензина класса 5 немножко снизилось – на 1,8%, мы увеличили производство бензина класса 5 на других заводах и сбалансировали спрос и предложение уже снижением экспорта”, – заявил тогда Николай Шульгинов.

При всех этих заявлениях и попытках сбалансировать или успокоить рынок, стоимость топлива в стране последовательно растет. Цена АИ-92 и АИ-95 и летнего ДТ с начала года на бирже выросла почти на 8-25%, хотя в оптовом звене рост явно меньше – 1,6-6% (дизель даже дешевел).

Запрет экспорта – мера превентивная, но ее не избежать. Если верить данным, что премьер-министр все же одобрил запрет экспорта бензина, проблема дисбаланса спроса-предложения топлива на рынке, которая грозит дальнейшим ростом цен, все же присутствует. Возможно, не критическая. Иначе не было бы исключения временного запрета на экспорт, суть которого – поставки бензина разрешено продолжить в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. Однако риск увеличения стоимости бензина все же есть, поскольку в последний раз когда такая мера применялась (в сентябре 2023-го) его цена тоже неуклонно росла, более того, в ряде южных регионов РФ сельхозпроизводители столкнулись с дефицитом топлива.

Отвечая на вопрос, почему такой запрет готовится именно сейчас, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал, что власти РФ в течение последнего месяца, наблюдая за ситуацией, пришли к выводу, что на рынке может возникнуть нехватка бензина, что может подбросить цены вверх. Все-таки ощутимую роль сыграла авария на Нижегородском НПЗ, если не вмешаться, тенденция с дисбалансом спроса-предложения приведет к росту стоимости. Очевидно, этого не хотелось бы допустить, да еще и в преддверии выборов.

“Для России это не является критичным фактором, причем ни с точки зрения наполнения бюджета, ни с точки зрения экспорта нефтепродуктов. Во-первых, мы продолжим экспортировать бензин в ЕАЭС и ряд других соседних РФ стран, т. е. многие контракты остаются в силе. Во-вторых, продажа бензина за рубеж не идет в тех же объемах, что темных нефтепродуктов или дизельного топлива. Вот если бы остановился его экспорт, последствия были бы серьезные. Осенью 2023-го была такая попытка. Она продлилась всего 2 недели, после чего меру пришлось отменять из-за угрозы затоваривания внутреннего рынка и переполнения дизелем нефтебаз. РФ потребляет почти 90% бензина, который ею производится, поэтому для общего экспорта нефтепродуктов его запрет не сыграл критической роли. Зато это четкий сигнал для рынка, чтобы на нем остановился рост цен”, – объяснил эксперт.

Что касается топливного демпфера в этой ситуации, то Алексей Громов отметил, что раз объемы, которые попадают под запрет, на внешнем рынке не окажутся, значит, и демпфер для тех, кто их произвел, выплачиваться не будет. “Прямой связи между запретом на экспорт бензина и корректировкой демпфера или какими-либо дополнительными инновациями в этом направлении я не вижу”, – заключил главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

К запретам пора привыкать. С ограничениями относительно дизеля в правительстве действуют более осторожно. Никто не предложил вообще прекратить его поставки в другие страны. Есть лишь инициатива по принуждению интенсифицировать торговлю ДТ внутри РФ. Как заявил Новак, соотношение объемов производства и потребления ДТ в России дает возможность нарастить минимальные объемы продаж на биржевых торгах до 16% от объема производства (сейчас норматив 13% по бензинам и 9,5% по ДТ).

Очевидно, что при нынешней ситуации на рынке топлива в РФ работы привычных регуляторных механизмов вроде того же демпфера явно недостаточно. Всего за полгода правительство РФ уже дважды прибегает к запрету экспорта того или иного вида топлива. Безусловно, в последний год действует ряд факторов, которые нельзя назвать типичными для рынка РФ: атаки украинских БПЛА на ряд НПЗ; отказ иностранных компаний поставлять оборудование для ремонта нефтеперерабатывающих заводов вроде Нижегородского НПЗ; усиливающиеся санкции. Однако не появилось никаких принципиально новых механизмов, цель которых – сдерживать топливные цены.

Не исключено, что в таких условиях и при существовании все тех же регулирующих инструментов временные запреты на экспорт, а затем и их отмена через определенный срок станут для России чем-то сезонным. (oilcapital/Химия Украины и мира)

Exit mobile version