Инвестиции в нефтеперерабатывающие предприятия через 4 года должны показать серьезный результат, вопрос в том, нужно ли это рынку РФ или зарубежным покупателям.
К 2028 году нефтеперерабатывающие заводы в России смогут увеличить мощности по производству бензина почти на 10%, дизтоплива – на 22%. Сделать НПЗ это смогут за счет инвестиционных соглашений. Об этом заявил первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин на “Национальном нефтегазовом форуме”.
“Мы говорим сейчас о 25 млн. тонн: 20 млн. тонн дизеля и около 4 млн. тонн бензина за счет модернизационных инвестиционных соглашений”, – заявил он.
Сорокин добавил, что министерства энергетики и финансов работают над тем, чтобы обеспечить определенный баланс как в потребности бюджета, так и в сохранении достаточного инвестиционного ресурса в отрасли нефтепереработки.
Перспектива развития, разумеется, всегда должна прорабатываться различными министерствами в любой стране, где есть нефтеперерабатывающие мощности. Моторное топливо, как бы многие политики в разных странах не пытались протолкнуть электромобили, все равно актуально для любой экономики. И если она растет, спрос на топливо всегда со временем увеличивается.
Другой вопрос, что в РФ и дизтоплива, и бензина хватает с избытком. Страна уже долгие годы отправляет весьма внушительные излишки, особенно дизельные, на внешние рынки, а они в последние годы, учитывая эмбарго государств ЕС и ряда других стран, стали не слишком приветливы.
Большие перспективы, но и вызовы серьезные. Тема инвестирования в нефтеперерабатывающие предприятия России стала актуальной уже давно. Минэнерго еще в 2021-м подписало с 15 НПЗ соглашения об инвестициях на общую сумму в 800 млрд. рублей, где суть договора – модернизация объектов до 2026 года. В мае 2023-го число таких соглашений выросло до 21, а сумма увеличилась до 1,6 трлн. рублей. Речь шла о модернизации на следующих предприятиях: Московский НПЗ; “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез”; Сызранский НПЗ; Туапсинский НПЗ; Комсомольский НПЗ; Антипинский НПЗ; Омский НПЗ; Афипский НПЗ; “Орскнефтеоргсинтез”; Новошахтинский завод нефтепродуктов; “ТАНЕКО”; Ильский НПЗ; “Газпром нефтехим Салават”; Новокуйбышевский НПЗ.
Тут важно отметить, что речь идет о модернизации объектов, а не постройке абсолютно новых НПЗ. Таким среди крупных заводов можно пока считать лишь АО “ТАНЕКО” (в среднем перерабатывает 16 млн. т в год), который был создан с нуля в постсоветской России.
Однако вопрос модернизации для нефтеперерабатывающих предприятий является в последнее время крайне сложным. С одной стороны, даже в Reuters недавно признали, что Россия смогла быстро восстановить часть ключевых НПЗ, пострадавших от ударов украинских БПЛА, сократив мощности, простаивавшие в результате атак, примерно до 10% (с почти 14% в конце марта). Если перевести в тонны по переработке нефти, то это уже не простой мощностей как в марте этого года в 123800 т, а только 90500 т.
С другой стороны, есть поломки на некоторых НПЗ, которые не вызваны атаками БПЛА. И вот с ними в плане ремонта из-за нехватки иностранного оборудования в условиях санкций все сложно. Яркий тому пример – вывод из строя компрессорного оборудования на Нижегородском НПЗ в январе этого года. Даже в Минэнерго тогда признали, что на ремонт, учитывая нехватку комплектующих из зарубежных стран, уйдет несколько месяцев.
Гармонизация внутреннего рынка и экспорта важнее. Мировой рынок топлива в теории может принять еще больше дизеля от России. Да, это могут быть поставки, требующие огромного транспортного плеча, но они действительно есть. Достаточно вспомнить о поставках российского ДТ в Бразилию.
В Financial Times отметили, что стоимость импорта российского дизеля в латиноамериканскую страну в 2023-м году выросла на 4600% (до $4,5 млрд.), а мазута почти на 400%. Российская сторона за счет этого увеличила доходы на $8,6 млрд. Для сравнения: в 2022-м Бразилия потратила на российский ДТ $95 млн.
Да, есть Индия, где большой потенциал к росту потребления топлива за счет увеличения автопарка страны, но одновременно с этим есть и свои растущие мощности НПЗ, т. е. для российских нефтепродуктов свободного места не слишком много. Но есть и такие страны, как Бразилия, которые готовы выкупать продукты нефтепереработки у РФ, если цена окажется более привлекательной, чем у традиционных поставщиков.
Хватит ли места на таких рынках именно для 20 млн. тонн дизеля и около 4 млн. тонн бензина, о которых сказано на “Национальном нефтегазовом форуме”? Покажет время и конкурентная борьба, в которой у российских НПЗ на мировом рынке явно не последние позиции. Впрочем, не исключено, что в самой РФ может немного вырасти спрос на топливо, так что на внешние рынки придется отправлять более скромные цифры.
Однако для российской нефтепереработки сейчас более важно не это. Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко напомнил, что сейчас страна отрезана от традиционных для РФ рынков Европы, где для России была важна и ее северо-западная часть, и южная. Важно не забывать, что светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка хватает – остается еще какая-то часть для экспорта. В случае с дизтопливом вообще почти половина всегда отправлялась на экспорт.
“Учитывая все эти факторы, переживать сильно о перспективе увеличения экспорта в точно назначенный срок не стоит. Развитие нефтепереработки и ее увеличение мощностей – это всегда хорошо, и этим всегда надо заниматься. И даже не столько ради внешних рынков, а и ради внутреннего, на котором в идеале должен расти спрос параллельно с ростом всей экономики страны. Доступное для населения и бизнеса моторное топливо – это хороший драйвер развития. На внешнем контуре работать сложно, потому как против нас эмбарго от стран Запада, а это проблемы и в логистике, и в страховании, и других аспектах торговли даже с теми, кто рестрикции не соблюдает, но опасается вторичных санкций. Нам сейчас гораздо важнее привести в идеальную гармонию состояние внутреннего рынка топлива с его потребностями (чтобы цены коррелировались с уровнем инфляции и т. п.) и организацией экспорта для внешних рынков”, – поделился мнением Вячеслав Мищенко.
По словам эксперта, нужно избавиться от западных ценовых индикаторов, осознать, что в нынешних условиях, когда против нас рекордное количество рестрикций, нужны новые подходы и инструменты для организации нефтепереработки. Тут стоит добавить, что нужно изменить и подход к вопросам ремонта и модернизации НПЗ, а точнее, организовать производство всего необходимого для таких задач оборудования на территории РФ.
“Вся философия экспортной альтернативы играет негативную роль, ведь как только начинают расти цены на западных рынках, а рубль слабеет, продажа на внешних рынках становится суперприбыльной. Любой участник рынка хочет заработать на этой конъюнктуре, если это не запрещено. Когда есть серьезное расхождение внутренней и внешней цены – это основной драйвер проблем для топливного рынка. Крайне важно думать не только об увеличении производства нефтепродуктов, но стабилизировать режим продаж на внутреннем и внешнем контурах, унифицировать их, отказавшись от экспортной долларовой альтернативы”, – считает Вячеслав Мищенко. (oilcapital.ru)