Налоговая реформа отразится на всех российских компаниях, но в очередной раз наибольшие изменения коснутся производителей удобрений. Визит президента РФ в Узбекистан принес в информационную повестку два проекта, которые могут быть реализованы в этой стране с участием российских компаний.
Ложка снижения пошлин в бочке повышения налогов. Главной новостью недели стала реформа налогового законодательства в России. Все предприятия отрасли затронут общие изменения. Во-первых, это налог на прибыль корпораций (повышение с 20% до 25%). А также альтернатива по выплате налога на добавленную стоимость (НДС): либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5%-ный НДС без права на вычеты при выручке 60-250 млн. рублей и 7% при выручке 250-450 млн. рублей. Говоря об эффекте от этих мер, не стоит забывать, что в современных реалиях в России прибыль компаний (наряду с господдержкой) – это основной источник инвестирования в развитие и модернизацию производств.
Во-вторых, это введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц (НДФЛ), который в России фактически платит работодатель. Увеличение ставок для высокооплачиваемых работников ведет к повышению фондов оплаты труда и сдерживанию последующих индексаций зарплат.
Помимо этого изменения коснулись производителей удобрений, которые последний год живут в режиме постоянных корректировок налогов и пошлин. Здесь резко увеличивается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для калийных солей – в 2,3 раза, для апатитовых и фосфоритовых руд – в 3 раза. Для производителей азотных удобрений вводится акциз на приобретение газа для производства аммиака – 1200 руб./тыс. куб. метров газа. В очередной раз производителям удобрений досталась наибольшая нагрузка относительно других отраслей (например, на добычу железной руды НДПИ вырастет только на 15%).
Однако предлагаются и некоторые послабления. Правительство анонсировало отмену курсовых экспортных пошлин с января 2025 года. Именно для производителей удобрений по ним была установлена максимальная ставка в 10%.
Промышленники РФ обратились к Узбекистану. Еще одним центром внимания отрасли на минувшей неделе стал Узбекистан. С одной стороны, это было связано с визитом в страну президента РФ Владимира Путина. С другой – с активностью самого Узбекистана.
Перед визитом стало известно, что стороны прорабатывают несколько крупных совместных промышленных проектов, в частности, планируется создание газохимического комплекса в Бухарской области. Уже после визита “Росхим” сообщил, что договорился с химической группой Узбекистана “Узкимесаноат” о реализации инвестпроекта по производству каустической соды и другой химической продукции на территории Узбекистана. Все договоренности рамочные, подробности проектов не раскрываются.
Россия давно заинтересована в рынках Центральной Азии и готова участвовать в инвестпроектах. Главным центром притяжения ранее стал Казахстан. В 2022 году была активизирована работа и с Узбекистаном при том, что страна сама заявляет о стремлении развивать нефтегазохимию. Так, при участии российского “Химграда” началось развитие двух химических промпарков – “Джизак” и “Чирчик”. В “Чирчике” сейчас работают семь производств и планируется пустить еще 14 в первой половине 2024 года. В технопарке “Джизак” на данный момент работают три производства и еще три должны стать резидентами в ближайшее время. Это предприятия по переработке полимеров, производству химии для текстильной промышленности и упаковки.
Сам Узбекистан активно лоббирует преференции для своей продукции на российских рынках сбыта. Например, в полимерной отрасли – отмену антидемпинговых пошлин на базовые марки своего полиэтилена. И здесь активность страны совпала с обращением российского Союза переработчиков пластмасс о том же. Однако при этом страна не торопится вступать в ЕАЭС.
Параллельно Узбекистан старается привлекать и других инвесторов в нефтегазохимию. Так, крупнейшая частная нефтегазовая компания Узбекистана Saneg совместно с китайской Sinopec сейчас реализует проект первого в мире газохимического завода по производству олефинов из метанола за пределами Китая. Кроме того, два проекта обсуждают с малайзийской Petronas: еще одно предприятие по переработке метанола в олефины и связанных с ними продуктов, а также производство “зеленого” аммиака.
Япония ищет выход через “зеленую” химию. Наконец, еще одной страной которая в последние недели обращает на себя внимание мировой отрасли, стала Япония. Страна находится под давлением со стороны китайских конкурентов. Что уже привело к ряду закрытий и реструктуризаций. Так, Sumitomo Chemical объявила о сокращении нефтехимического и фармацевтического бизнесов, Idemitsu Kosan и Mitsui Chemicals планируют объединить свои комплексы по выпуску этилена в Тибе, также Mitsui Chemicals объявила о решении закрыть завод по производству фенола, Mitsubishi Gas Chemical планирует закрыть свои производственные мощности по выпуску ортоксилола и фталевого ангидрида и т. д.
Аналитики инвестиционного банка DC считают, что слияний и поглощений на химическом рынке Японии будет еще больше. В то же время японские химические компании, видимо, решили сделать акцент на покупке низкоуглеродных предприятий. К примеру, в октябре 2023 года Sumitomo Bakelite согласилась купить подразделение Asahi Kasei по упаковке и пленкам Pax, обслуживающее фармацевтический, промышленный и пищевой секторы. Другие недавние сделки с участием покупателей из Японии включают Sumitomo/Saconix, DIC/PCAS Canada и подразделение Fujifilm/Entegris. (rupec.ru)