Химия Украины и мира

Россия: Будущее метана – что происходит с рынком газового топлива

Метан является одним из самых экологически чистых видов топлива. Помимо этого, по сравнению с бензином или дизелем, он считается и самым экономичным. Заправка автомобиля метаном обходится в 2-3 раза дешевле привычных марок бензинов. При этом правительство еще в 2013 году по поручению президента Владимира Путина взяло курс на развитие ГМТ в России.

Так почему же метан считается главной альтернативой бензину, какие государственные поддержки есть у этого вида топлива и с какими трудностями могут столкнуться обладатели такого автомобиля?

Планы и реальность. Развитие метановых заправок идет достаточно медленными темпами, при этом с 2019 года правительством было принято решение о предоставлении субсидий до 36 млн. рублей на объект юридическим лицам и ИП, которые ведут строительство заправок ТС сжатым (КПГ) или сжиженным (СПГ) природным газом (АГНКС или криоАЗС).

В 2021 году министерство энергетики РФ, ответственное за распределение субсидии, примерно на 10% снизило лимиты и пересмотрело повышающий коэффициент для физлиц и малых-средних предприятий (МСП). Условия программы были изменены и в начале 2022 года. На тот момент, возраст автомобилей, на которые предоставлялись субсидии был сокращен до 5 лет.

По мнению председателя координационного совета ФАР Сергея Канаева, в планах правительства первостепенным был перевод на метан государственного и коммунального транспорта.

“Я вижу две проблемы, того, почему это не удалось: во-первых, возникли сложности с получением субсидий на установку газового оборудования. Не везде ее оформление и выдача прошли как надо. Во-вторых, использование метана в Якутии и в большинстве сибирских регионов затруднительно в связи с погодными условиями. Я думаю, что проще было организовать переход на сжиженный газ, у него мощность КПД гораздо больше, нежели у сжатого”, – отметил эксперт.

По словам Сергея Канаева, государственный транспорт можно заставить перейти на метан, но его собственники не готовы на такой шаг в угоду интересов госкорпораций: “для них эта выгода – мизерна”.

Помимо бизнеса субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе распространяются и на автомобилистов, которые решили перевести свой транспорт на метан. В 2022 году государство увеличило субсидирование расходов с 24% до 48%. Такое постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Принятое решение нацелено на стимулирование граждан на перевод транспорта с бензина на метан.

По данным ООО “Газпром газомоторное топливо”, одновременно с государственными субсидиями переоборудовать транспорт можно в рамках проекта “Народное топливо”. Участие в нем компенсирует затраты на установку газобаллонного оборудования и дает скидку на топливо. Также есть программы для компенсации покупки нового автомобиля на метане до 1,3 млн. рублей.

Правда, председатель координационного совета ФАР считает, что с точки зрения обычного частного транспорта метан развития не получит в силу громоздкого оборудования.

“Водители грузового авто предпочитают дизель – он экономичнее в расходовании. Пропан более актуальная альтернатива бензину для южных регионов страны. Он остается выгоднее по соотношению цены за литр, стоимости оборудования и сама система пропана отлаженная, надежная и более популярна в регионах России”, – добавил Сергей Канаев.

Далеко не уедешь. Для тех, кто все же решился и перевел свой транспорт на метан, острым остается вопрос заправок в городах и на трассах. То количество АГНКС, которое уже есть, лишь малая доля для большой территории РФ.

По планам правительства РФ к 2020 году в России должны были быть построены 2 тыс. АГНКС по всей стране. Но сегодня их порядка 836. 452 метановые заправки (54%) входят в состав газозаправочной сети “Газпрома”, из них 364 находятся в эксплуатации “Газпром газомоторное топливо”.

Как отметили в пресс-службе компании “Газпром газомоторное топливо”, в 2025 году компания планирует ввести в 12 регионах страны 19 новых газозаправочных КПГ объектов. 13 из них будут расположены на федеральных трассах М-12, М-7, ЦКАД, Р-21, Р-351.

“На сегодняшний день на трассе М-4 “Дон” создан газомоторный коридор, по которому на компримированном природном газе можно доехать от Москвы до Сочи и в сторону Крыма. Действующая газозаправочная инфраструктура также позволяет передвигаться между Москвой и Петербургом, в сторону Поволжья и до Урала”, – рассказали в компании.

Но как быть тем, кто живет за пределами Северо-Западного федерального округа? По словам руководителя проекта AGNKS.COM Михаила Никулина, на Урале и в Сибири ситуация с передвижением на метане намного сложнее. По его мнению, с нынешними темпами развития сети АГНКС и небольшой плотностью заселения в этих регионах возможность путешествовать на метане там будет еще очень нескоро, возможно, через несколько десятков лет. Тем более, что и при строительстве АГНКС в регионах возникают определенные сложности.

“Для начала необходимо найти потенциального клиента, который обеспечит загрузку станции на уровне 50% проектной мощности. Это может быть автобусный или таксопарк. Нужно продумать логистику и обеспечить для водителей возможность заправляться на маршруте хотя бы через каждые 200-300 км пути. Необходимо наличие площадки для строительства, финансирование в размере 30-70 млн. рублей, получение технической возможности подключения к газопроводу и электричеству для работы компрессоров”, – поделился он.

Михаил Никулин сам активно путешествует по стране на метановом автомобиле. По его словам, к необходимости сворачивать с пути, чтобы заправиться, привыкаешь достаточно быстро. На би-топливных автомобилях, если нет возможности заправиться метаном, можно доехать до следующей заправки на бензине. Пробег на сжатом метане составляет около 360 км., на бензине еще около 500 км.

Неразвитость инфраструктуры, пожалуй, ключевой момент, который заставляет задуматься граждан о переводе своего автомобиля на метан. Путешествие по России не будет настолько удобным и безопасным, как на бензиновой машине. Безусловно, если у вас в дороге закончился газ, вы всегда можете продолжить поездку на бензине. Но не каждый готов сталкиваться с такого рода трудностями, особенно в отсутствии четкой стратегии развития этого рынка. От этого и снижаются преимущества использования метана.

Помимо развития газомоторного топлива активно набирает обороты становление рынка электрокаров. Уже на федеральном уровне обсуждается вопрос поддержки таких автомобилей.

Сергей Канаев тоже считает, что на данный момент интересы государства поменялись и планы по развитию метанового направления отходят на второй план. В страну завозится много гибридного и электротранспорта из Китая. “Правительство России начинает переориентироваться на них. Электромобиль “Москвич” это уже показывает. Вместе с этим государство лоббирует строительство криозаправок – считаю, что это не сегодняшний день, но это будущее”, – подчеркнул эксперт.

По его словам, мир движется в сторону гибридных автомобилей – тех, которые имеют двигатель внутреннего сгорания, и хорошие аккумуляторные батареи для того, чтобы не отравлять воздух.

Солидарен с экспертом и Михаил Никулин, темпы перехода на газ замедлились, так как, у правительства сейчас имеются другие первоочередные задачи. “Но, не понятно, зачем в нашей стране с холодным климатом, богатой природным газом, активно навязывается электротранспорт. Это какое-то “слепое подражание” западной моде”, – отметил он. (angi.ru)

Exit mobile version