Новый план действий китайского правительства по декарбонизации направлен на запрет использования высокосернистого топливного кокса, что может еще больше сократить морской импорт страны и снизить спрос на внутренний и складируемый высокосернистый кокс.
Госсовет страны 29 мая опубликовал план действий по энергосбережению и сокращению выбросов углекислого газа на 2024-2025 годы. План запрещает использовать нефтяной кокс с высоким содержанием серы в качестве топлива за исключением собственных существующих энергоблоков нефтехимических предприятий, как часть более широкого плана по сокращению потребления ископаемой энергии. Китай обычно считает любой кокс с содержанием серы более 3% высокосернистым.
План направлен на сокращение энергопотребления Китая на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) примерно на 2,5% и выбросов CO2 на единицу ВВП на 3,9% в этом году, при этом значительно сократится потребление угля. В документе говорится, что к концу 2025 года 39% общего объема производства электроэнергии должно приходиться на неископаемые виды топлива. Пострадают черные и цветные металлы. Производство кокса также может пострадать, поскольку план включает списание небольших установок по перегонке сырой нефти и ограничение мощностей по переработке нефти до уровня 1 млрд. т/год (20 млн. баррелей в сутки) к концу 2025 года.
Китай с марта 2021 года привержен цели “двойного углерода”: достичь пиковых выбросов углерода к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году. Но экологические цели отошли на второй план в трудные экономические годы пандемии Covid-19, поскольку власти были более обеспокоены о росте ВВП.
Конец китайского рынка высокосернистого топливного кокса? Хотя план четко запрещает потребление большей части высокосернистого топливного кокса, неясно, какие механизмы обеспечения соблюдения будут введены в действие.
В 2015 году Китай принял закон, запрещающий импорт кокса с высоким содержанием серы, но после непродолжительного периода рыночных потрясений импорт высокосернистого кокса возобновился в обычном режиме. По данным Global Trade Tracker (GTT), в 2023 году Китай импортировал почти 12 млн. тонн кокса с содержанием серы более 3%. Это заставляет некоторых участников рынка кокса задаваться вопросом, будет ли последний план на самом деле таким разрушительным, как кажется.
По словам одного из трейдеров, электростанции, потребляющие топливный кокс с высоким содержанием серы, еще не получили официального уведомления, добавив, что правительству потребуется больше времени, чтобы разобраться в дорожной карте по отказу от высокосернистого кокса в стране. Другой трейдер сказал, что формулировки расплывчаты и требуют интерпретации.
Но первый источник не считает, что это заявление следует игнорировать, утверждая, что на этот раз китайское правительство настроено серьезно.
Если этот план будет строго соблюдаться, он может оказать существенное влияние на внутренний и импортируемый в Китае высокосернистый топливный кокс. Некоторые электростанции на юге Китая закупают кокс с высоким содержанием серы для смешивания с энергетическим углем, чтобы снизить затраты на топливо. Производители цемента и стекла иногда также могут использовать этот кокс, даже иногда сернистый кокс Саудовской Аравии с содержанием серы 8,5-9%.
В апреле в портах региона Гуанси на юге Китая складировались большие объемы высокосернистого кокса, в основном это кокс из Саудовской Аравии и Венесуэлы. Большая часть этого топлива, вероятно, все еще находится в запасах, поскольку ранее оно закупалось в больших объемах, а низкие цены на уголь не позволяли коксу быть особенно конкурентоспособным в качестве топлива. Этот слабый рынок высокосернистого топливного кокса пока что сдерживал снижение морского импорта в 2024 году: с начала года по апрель импорт сернистого кокса с содержанием серы более 3% снизился на 37% по сравнению с январем-апрелем 2023 года и составил 3,5 млн. тонн. Импорт из Венесуэлы снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 71% до 404400 тонн, а импорт высокосернистого кокса из США, крупнейшего поставщика Китая, сократился на 78% до 483400 тонн.
С другой стороны, импорт кокса с высоким содержанием серы из России увеличился на 22% до 884300 тонн, а импорт из Саудовской Аравии увеличился вдвое до 762400 тонн за тот же период.
По крайней мере, некоторая часть этого импорта поступает на рынок анодного кокса, где он используется в качестве сырья, а не топлива. На кальцинаторах можно использовать до 8,5% серного кокса, если он губчатого качества и содержание металлов в нем не слишком высокое. Такие страны, как Кувейт и Оман, обычно поставляют анодный кокс с более высоким содержанием серы, а другие страны, такие как США и Канада, имеют смесь анодного и топливного качества с содержанием серы более 3%. Из-за этого сложно точно определить, какая часть импортируемой Китаем кокса (более 3%) в настоящее время сжигается в качестве топлива, но вполне вероятно, что большая часть поставок с высоким содержанием серы из США, Саудовской Аравии и Венесуэлы используется таким образом.
Это оставляет открытым вопрос, что произойдет с этими миллионами тонн высокосернистого топливного кокса, если его больше нельзя будет потреблять в Китае. Некоторые китайские нефтеперерабатывающие заводы также производят кокс с высоким содержанием серы и не обязательно имеют возможность потреблять его полностью внутри страны.
Хотя Индия также является крупным потребителем топливного кокса с высоким содержанием серы, у нее могут возникнуть трудности с освоением всех поставок, которые могут оказаться в затруднительном положении из-за выхода Китая. В 2023 году индийские производители цемента импортировали лишь 8,2 млн. тонн высокосернистого топливного кокса, что составляет менее 70% от общего объема импорта в Китай. Индийские покупатели также обычно не придают большого значения содержанию серы, предпочитая кокс с содержанием серы 6,5% и 8,5% и не платя надбавку за кокс с содержанием серы 3-6%.
Хотя полное долгосрочное влияние этой политики остается неизвестным, неопределенность, которую она вызвала, окажет сдерживающее воздействие на спрос на высокосернистый кокс в Китае, говорят участники рынка.
“Пока не будет дальнейших разъяснений, никто из китайских трейдеров не будет рассматривать нефтяной кокс”, – сообщил третий источник. (argusmedia.com)