Стратегическая сессия по национальному проекту “Новые материалы и химия” вновь вернула фокус внимания на господдержку, но, кажется, больше добавила вопросов, чем дала ответов на них. А у производителей удобрений появилась надежда на смягчение проекта налоговой реформы. Параллельно развивается заочная дискуссия о перспективах усиления китайской экспансии на мировые нефтехимические рынки.
Когда стартует нацпроект по химии? Одним из главных событий прошедшей недели стала стратегическая сессия по национальному проекту “Новые материалы и химия”, прошедшая под руководством главы правительства РФ Михаила Мишустина. Фактически, видимо, можно говорить о старте нацпроекта, хотя формально старт ему так и не дали.
Химическое направление стало федеральным проектом еще в октябре прошлого года. Программа проекта должна была быть утверждена в первом квартале 2024 года, но позже запуск сместился на второй квартал. В течение второго квартала общественности программу так и не представили. Зато проект уже дважды сменил название.
На прошедшей стратегической сессии подробностей также было немного, но появились общие контуры проекта, которые претерпели некоторые изменения по сравнению с осенью прошлого года. Как рассказал первый вице-премьер Денис Мантуров, национальный проект “Новые материалы и химия” будет иметь четыре направления. В химической промышленности нацпроект будет сосредоточен на развитии мало- и среднетоннажной химии. В отрасли композитных материалов приоритетом станет выпуск исходных компонентов для композитов. В части редкоземельных металлов государство и бизнес сфокусируются на увеличении добычи сырья, развитии технологий обогащения металлов и создании мощностей по разделению концентратов на индивидуальные оксиды. В биотехнологической отрасли работа будет вестись в рамках развития биоэкономики. По всем направлениям предстоит создать 55 критических технологических цепочек.
По словам Мишустина, базовым федеральным проектом в составе обсуждаемого национального проекта станет “Развитие производства химической продукции”. Документ подразумевает создание десятков новых технологических цепочек, более 150 производств, формирование экосистем развития на основе федеральных центров компетенций до конца десятилетия. Один из них должен появиться в Усолье-Сибирском”.
По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, планируется нарастить темпы производства в отрасли за счет создания по всей стране небольших производств и центров компетенций по химии, объединяющих усилия науки, инжиниринга и бизнеса. Одновременно планируется решить отраслевые проблемы: износ основных фондов, низкий уровень химического машиностроения, медленное развитие научного потенциала.
Первым конкретным действием в рамках проекта стало выделение в бюджете 500 млн. руб. на распределение между научными организациями на запуск производств малотоннажной химии. Эти средства получат ведущие научные организации страны, которые наладят выпуск химической продукции в малых объемах. Деньги будут направлены им в виде грантов для разработок технологических регламентов и конструкторской документации.
В остальном пока по-прежнему остается ждать публикации конкретных документов по проекту.
Удобрениям облегчат налоговую реформу? Также стало известно, что активная позиция бизнеса и профильных министерств в стремлении смягчить налоговую реформу дала свои плоды. Профильный комитет Госдумы принял ряд поправок, предложенных бизнесом и, якобы, внес корректировки в новое налоговое законодательство, предлагаемое ко второму чтению в нижней палате парламента.
Большинство поправок не раскрывается. Однако благодаря утечкам кое-что стало известно. Так, акциз на приобретение газа для выпуска аммиака, который изначально должен был быть установлен в 1,2 тыс. руб./тыс. куб. м, теперь предлагается высчитывать по формуле. Согласно поправкам правительства, акциз будет определяться исходя из цены карбамида на базисе FOB “Балтика”, умноженной на 6,5% и средний курс доллара к рублю за календарный месяц. Если цены превышают $300/т, к акцизу добавляется разница между повышенной ценой и $300, умноженная на 12,5%.
В отношении калийных и фосфорных удобрений власти и представители бизнес-структур полностью пересмотрели формулу расчета налога на добычу (НДПИ) калийной и фосфатной руды. В новой формуле нет фиксированного рентного коэффициента. Новые коэффициенты зависят от экспортных расценок на руду и учитывают уровень содержания ценного материала в ней. Для калийной руды предусмотрен FOB “Балтика”, для фосфатной – FOB “Марокко”. В первом случае коэффициент умножается на базовую ставку в 3%, во втором – в 4%.
Кроме этого, власти собираются установить надбавку в НДПИ, которая будет вступать в действие, если калий будет стоить свыше $300/т, фосфаты – более $200/т. От превышения указанной стоимости предлагают взимать по ставке 7% и 12% соответственно.
Китайские полимеры – скрытая угроза. Наконец, неделя оказалась богатой на аналитику по китайскому рынку полимеров. Как всегда в случае с КНР и сама статистика, и ее оценки противоречивы.
Начнем с более объективного (насколько это может быть в случае оценок экономики этой страны). Экспорт полипропилена (ПП) из Китая впервые превысил импорт. В марте 2024 года объем экспорта ПП вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 88%, достигнув 315,5 тыс. тонн. При этом импорт составил 311,00 тыс. тонн. Страна уже является нетто-экспортером ПВХ и ПЭТФ.
Аналитики Argus считают, что в целом на рынке полиолефинов Китай по-прежнему сохранит зависимость от импорта, но она не будет такой высокой, как в начале 2020-х. К 2033 году прогнозируется сохранение дефицита полиолефинов в Китае на уровне около 15 млн. тонн в год. В Argus полагают, что в долгосрочной перспективе Китай продолжит наращивать производственные мощности. Однако благодаря росту спроса они будут работать на высокой загрузке.
В Bloomberg же полагают, что проблема избыточных мощностей в нефтехимическом секторе Китая недооценена. Это может привести к значительному росту экспорта и обострению торговых напряженностей на мировых рынках.
Уже сейчас, в условиях переизбытка мощностей, Китай активно ищет внешние рынки сбыта. Имея государственное субсидирование и дешевые ресурсы, производители из КНР готовы к агрессивной экспансии и мощному демпингу в среднесрочной перспективе. Стратегия достаточно стандартная для китайской промышленности. В случае ее применения на рынке пластмасс, для локальных переработчиков полимеров на короткий период времени, безусловно, появятся возможности увеличить маржинальность за счет покупки китайских полимеров ниже рынка. Для национальной отрасли в целом последствия могут быть катастрофическими – вплоть до уничтожения местных производителей на завоеванном рынке и установлению китайской монополии, а значит и завышенных цен, неконтролируемого качества, сложностей в обслуживании. (rupec.ru)